+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Учет налоговых платежей в бюджет

Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога); платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Зачем нужен бухгалтерский учет в бизнес? Бухгалтерский учет для начинающих. Налоги.

Бюджет налогов

учет налоговых платежей в бюджет
Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед.

Нужно отметить, что бюджет налогов и сборов — это один из самых популярных бюджетов в наших компаниях. Объясняется это, скорее всего, не какой-то особой любовью к бюджетированию , а в большей степени обратным чувством к действующей в стране системе налогообложения. Получается, что эта фрагментарная вспышка повышенного интереса к бюджетированию обусловливается внешними условиями и подкрепляется внутренним желанием во чтобы-то ни стало соптимизировать затраты на налоги.

Вот если такое неудержимое стремление распространить и на другие функциональные области компании, то даже представить сложно, какой это могло бы иметь положительный эффект, и насколько бы во многих компаниях улучшилось бы финансово-экономическое состояние. Налоговый бюджет отличается от всех остальных функциональных бюджетов тем, что при его составлении компания не может делать предположений и гипотез относительно периодов начислений и оплаты налогов, так как порядок расчета налогов и их оплаты строго регламентирован государством.

Поэтому в состав бюджета налогов абсолютно всех компаний обязательно должны входить все три группы показателей: начисление налогов, оплата налогов и задолженности по налогам см. При разработке моделей всех остальных бюджетов каждая компания может поступать так, как считает нужной. Регламент бюджета налогов Можно смело сказать, что в любой компании, даже в той, в которой, казалось бы, нет никакого бюджетирования, все равно есть одна, если можно так выразиться, забюджетированная область.

Речь идет о налогах. Компания старается изо всех сил снизить затраты на налоги, при этом можно совершенно спокойно переплачивать гораздо большие суммы в других функциональных областях деятельности. Возможно, это связано с особой ярко выраженной "любовью" к государству, которая выражается простой формулой "любимому государству ни одной лишней копейки". А может быть причина лежит и в другой сфере.

Как выразился "опытный" сотрудник одной компании, отметив, что увеличивать налоговые затраты нет никакого смысла, так как от налоговой все равно никакого отката за это не получишь. Может быть, более-менее четкий регламент бюджетирования объясняется и тем, что в данном процессе преимущественно принимают участие представители финансовой дирекции, которые чаще всего являются наиболее дисциплинированными сотрудниками компании.

Пример минимизации затрат на таможенную очистку Бюджетирование заключается не только в том, чтобы подготовить какой-то документ. При этом необходимо выполнить бюджет. То есть необходимо четко понимать за счет чего можно будет выполнить те или иные бюджетные показатели компании.

При этом не малую роль может играть вопрос, связанный с тем какое конкретно подразделение в компании будет выполнять эту функцию. В одной компании, например, когда занимались составлением бюджета налогов, то встал вопрос о таможенных платежах. Компания занималась экспортно-импортными операциями и ей приходилось заниматься вопросами, связанными с таможенной очисткой товара. Эту функцию мог выполнять транспортный отдел, основной задачей которого являлось обеспечение доставки груза от поставщика клиенту.

Договора на поставку заключались менеджерами коммерческого отдела. Они в принципе тоже могли частично выполнять эти функции. При этом выяснилось, что когда эту функцию выполняли сотрудники отдела транспорта, то затраты на таможенные платежи были выше, чем когда эту функцию выполняли сотрудники коммерческого отдела. Когда стали разбираться, то выяснилось, что оказывается такой фактор как знание товара играет здесь важную роль.

Дело в том, что когда происходит таможенная очистка и груз пересекает границу, то при этом товару присваивается определенный код, в соответствии с которым рассчитываются сумма таможенных платежей. Когда на таможню выезжал сотрудник отдела транспорта, то он в основном беспокоился о том, чтобы груз вовремя прошел растаможку и отправился дальше.

Когда же на таможню приезжал сотрудник коммерческого отдела, то он был заинтересован не только в том, чтобы груз прошел растаможку и проследовал дальше, но и в том, чтобы затраты на этот процесс были меньше. Поскольку сотрудник коммерческого отдела, участвовал в заключение договоров с клиентом и поставщиком и хорошо знал товар, то он мог убедить таможенника в том какой именно код нужно присвоить товару.

То есть товару присваивался тот код, который приводил к наименьшим в данной ситуации затратам на таможенные пошлины. Дело в том, что коммерческий отдел был замотивирован см. Книгу 4 "Финансовая структура компании" на прибыль, из которой вычитались в том числе и таможенные расходы.

Налоги можно уменьшать за счет правильного оформления договоров Еще одним фактором существенно влияющим на налоговые затраты является договорное оформление операций, реализуемых компанией. Одно и то же событие может быть по-разному отражено в договорах, что может приводить к различным затратам на налоги.

Это еще раз говорит о том, что в рамках бюджетирования должны планироваться и мероприятия, которые планируют выполнить подразделения, а также документальное оформление данных мероприятий, то есть то какие договора будут сопровождать планируемые мероприятия. Иногда бывает выгоднее одну операцию оформить несколькими договорами, а иногда наоборот одним документом. В одной компании, например, допускались такие ошибки.

Компания оказывала услуги по поставке оборудования. Иностранный импортер мог поставить оборудование российскому заказчику, а после этого осуществлять работы по монтажу и установке этого оборудования. При этом могли заключать отдельный договор на услуги по монтажу и установке оборудования. В таком случае возникла проблема с НДС, так как при таком оформлении операции возникал договор на услуги по монтажу.

При самой поставке оборудования НДС не возникал, но поскольку монтаж оборудования не был прописан в этом договоре и приходилось заключить отдельный договор на услуги. В итоге получилось так, что у компании возникли дополнительные расходы и сделка получилась с большой отрицательной прибылью. То есть на таких простых ошибках компания теряла прибыль.

Пример регламента бюджетирования налогов В данном примере регламент бюджетирования налогов структурирован по видам оснований, от которых зависят налоги. Таким образом, организационно-временной регламент бюджетирования налогов получается наиболее наглядным. При этом названия функций, в которых сгруппированы расчеты этих налогов, конечно же, условные и налоги, классифицированные таким образом, между собой могут быть никак не связаны.

Регламент бюджетирования налогов на фазе планирования Пример регламентации бюджетирования налогов на фазе планирования приведен на рисунке 1. В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: планирование налогов, зависящих от продаж и закупок, планирование налогов, зависящих от персонала, планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией, планирование налога на рекламу, планирование налога на прибыль, формирование бюджета налогов, согласование и корректировка бюджета налогов, предварительное утверждение бюджета налогов.

Планирование налогов, зависящих от продаж и закупок В рассматриваемом примере под этими налогами подразумеваются НДС. НДС зависит от бюджета продаж и от бюджетов закупок, то есть от всех закупаемых ресурсов и услуг. Поэтому НДС может быть рассчитан после того как будут предварительно утверждены бюджет продаж и все бюджеты закупок сырья и материалов, для обеспечения нужд производства и т.

Планирование налогов, зависящих от персонала В рассматриваемом примере в эту группу входят налоговые отчисления с ФОТ. Отчисления зависят от затрат на заработную плату, поэтому могут быть рассчитаны после того как бюджет заработной платы будет предварительно утвержден.

Проблемы здесь в основном будет связаны с задержкой расчета переменной части заработной платы, так как она зависит от показателей других бюджетов и может быть рассчитана гораздо позже, чем постоянная часть. Планирование налогов, зависящих от активов, используемых компанией Здесь планируются налог на имущество, транспортный налог и налог на землю. Все это является активами, которые использует компания в своей текущей деятельности.

Для расчета данных налогов соответственно нужны данные о стоимости имущества, количестве и мощности автомобилей, принадлежащих компании, а также о площади земли, занимаемой под производственные помещения. Планирование налога на прибыль Налог на прибыль может быть спланирован, когда будут рассчитаны все расходы компании, поэтому необходимо иметь предварительно утвержденный бюджет продаж, а также все бюджеты затрат компании. В данном примере этот налог рассчитывается в последнюю очередь, так как большая часть остальных налогов также являются расходами компании, которые уменьшают налогооблагаемую базу для налога на прибыль.

Формирование бюджета налогов Бухгалтер на основе данных о плановых налогах формирует бюджет налогов, в котором представлены все налоги компании. Коме того, в бюджете налогов могут быть и дополнительные показатели, характеризующие эффективность функции налогового управления. Это может быть, например, доля налогов в выручке. В некоторых компаниях данный показатель даже входит в состав стратегических показателей компании, для которого устанавливается соответствующее верхнее ограничение.

Согласование и корректировка бюджета налогов До этого момента все функции выполнялись бухгалтером, занимающимся налоговым планированием. В согласовании и корректировки бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции: финансовый директор, начальник ПЭО, начальник финансового отдела и главный бухгалтер. Если в компании установлено ограничение, например, на долю налогов в выручке, то необходимо проконтролировать в первую очередь выполнении данного условия.

В некоторых компания, для специалистов по налоговому планированию даже вводят соответствующую схему мотивации, в соответствии с которой премия зависит от разницы между верхним ограничением по налогам и фактическими затратами на налоги. Предварительное утверждение бюджета налогов Предварительное утверждение бюджета налогов происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании.

При утверждении бюджета налогов нужно исходить из того, что с одной стороны необходимо оптимизировать каждый налог в отдельности, но все-таки самое важное чтобы суммарные затраты на налоги были минимальными.

Понятно, что при оптимизации налогов может получаться так, что при одном варианте будет увеличиваться один налог, но уменьшаться другой. Соответственно, всегда нужно оценивать решения по суммарным налоговым затратам. Хотя бывает и так, что при выборе вариантов приходится учитывать и такой фактор в какой бюджет платятся данные налоги. То есть компания может выбрать и более затратный вариант, но при котором затраты на налоги будут выше.

Это, конечно же, важно в основном для крупных компаний, так как в таком случае для них это будет один из аргументов при решении определенных вопросов с местными властями. Регламент бюджетирования налогов на фазе учета, контроля и анализа Пример регламентации бюджетирования налогов на фазе учета, контроля и анализа приведен на рисунке 2.

В данном примере в рамках бюджетирования налогов выполняются следующие основные функции: сбор данных и формирование фактического бюджета налогов, анализ исполнения бюджета налогов, согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов.

Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов Сбор данных и формирование фактического бюджета налогов производится бухгалтером компании на основании оборотных ведомостей по затратам на налоги. Анализ исполнения бюджета налогов В анализ исполнения бюджета налогов принимают участие все руководители финансовой дирекции компании.

По результатам анализа формируются проекты основных решений, направленных на улучшение ситуации в будущем. Согласование и утверждение результатов анализа бюджета налогов Согласование и утверждение результатов анализа исполнения налогового бюджета происходит на уровне финансового и исполнительного директора компании.

По результатам согласования готовится протокол, в котором содержатся основные решения, сформированные в результате анализа исполнения бюджета налогов. Эти решения могут касаться и корректировки налоговой политики компании. То есть речь идет не только об учетной политике, но и о принципах налогового планирования, на которые опирается компания в своей работе.

Пример регламента бюджетирования налогов на фазе учета, контроля и анализа Модель бюджета налогов и сборов Основным отличием бюджета налогов от всех остальных бюджетов является то, что при построении модели бюджетирования налогов необходимо обязательно опираться на внешнюю в данном случае налоговую учетную политику.

При составлении всех остальных бюджетов может использоваться внутренняя управленческая учетная политика , которая может отличаться от внешней. Понятно, что такое раздвоение, а точнее расстроение бухгалтерская, налоговая, управленческая учетных политик, может приводить к значительным усложнениям при составлении бюджетов компании и, в частности, бюджета налогов.

Как правило, модель бюджета налогов является одной из наиболее формализованных, поскольку для расчета налогов используются четко зафиксированные методики, определенные государством. Поэтому основная задача при разработке модели бюджета налогов заключается в том, чтобы правильно настроить методику расчета налогов. Правда, нужно отметить, что решение данной задачи не является такой уж простой, поскольку некоторые налоги в частности налог на прибыль , мягко говоря, считаются не очень просто.

Наше государство, преследуя цель получить с бизнеса как можно больше и как можно быстрее, явно перемудрило с методологией расчета налога на прибыль с НДС тоже не все так просто.

Это приводит к тому, что настройки модели бюджета налогов получаются довольно-таки сложными, поскольку приходится проверять очень много различных условий пример модели бюджета налогов впрочем, как и всех остальных бюджетов можно найти на CD-решении "Бюджетное управление предприятием". Скачать презентацию данного CD-решения можно в разделе "Скачать".

Найти описание можно в разделе "CD-решения". Хотя на практике бывают случаи, когда для составления бюджета налогов используется куда более неформальная логика. В некоторых компаниях может использоваться довольно-таки оригинальная модель планирования налогового бюджета.

Как сказал директор одной компании, приоритеты при распределении финансирования у них были такие: сначала зарплата, затем материалы, потом местный бюджет, а на федеральный — уже ничего не оставалось. На этом заводе образовалась большая кредиторская задолженность перед федеральным бюджетом, но при этом они особенно не беспокоились на этот счет.

Все объяснялось тем, что собственность была размыта по трудовому коллективу, поэтому, если бы была инициирована процедура банкротства, это означало бы, что без работы останутся четыре тысячи человек.

Формирование налогового бюджета

Рассмотрим характеристики наиболее значимых налогов для деятельности строительных предприятий. В настоящее время это важнейший для бюджета налог страны. В строительстве НДС облагается стоимость реализованной строительной продукции работ, услуг. В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена списана на издержки производства и обращения, а также по основный средствам и нематериальным активам работам, услугам над суммами налога, исчисленными по реализованным строительным работам услугам , возникающая разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается из бюджета.

Налог на прибыль организаций — важный источник дохода бюджета, прямой налог. Прибыль от реализации строительно-монтажных работ услуг — превышение выручки от реализации СМР услуг без НДС над затратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость СМР услуг.

Прибыль от реализации основных средств для целей налогообложения есть превышение продажной цены основных средств над их остаточной стоимостью восстановительная стоимость за минусом износа. При осуществлении прямого обмена и реализации основных средств по ценам не выше балансовой стоимости сумму сделки для целей налогообложения опредедя-ют по рыночной цене, сложившейся в данном регионе, но не ниже остаточной стоимости реализуемых основных средств.

Прибыль от реализации иного имущества строительного предприятия. Налогооблагаемая база валовой прибыли может увеличиться в случае прямого обмена в том числе основных средств и иного имущества или реализации продукции работ, услуг по ценац не выше себестоимости балансовой стоимости. Налог на прибыль начисляется нарастающим итогом за 3 месяца, полугодие, 9 месяцев, год и ежеквартально пересчитывается, по итогам года исчисляется на основании годового отчета не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.

Совместные предприятия уплачивают налог в рублях или иностранной валюте, покупаемой банками России по курсу рубля, котируемому Центральным банком России, действующей на день уплаты налога. Налог на имущество. В соответствии с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. Налог исчисляется и уплачивается в бюджет ежеквартально. Платежное поручение на перечисление налога должно быть сдано в банк до наступления срока платежа. Налог на рекламу. Ставки налога на рекламу устанавливают Местные территориальные органы самоуправления.

Предприятие-рекламодатель начисляет ежеквартально налог на рекламу. Ставки налога устанавливаются в виде стабильных платежей на единицу земельной площади в расчете на год. Формами платы являются земельный налог или арендная плата, вносимые в 2 срока: до 15 сентября и до 15 ноября ежегодно см. Налог с продаж. Объектом налогообложения по налогу с продаж признана стоимость товаров, работ и услуг, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.

Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ и услуг исходя из применяемых цен и тарифов с включением в них НДС и акцизов для подакцизных товаров.

Порядок учета и уплаты налога в бюджет 8. Исчисленная сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет в первоочередном порядке и.

Формирование бюджета налогов

Поделиться в соц. Осуществить ее поможет составление налогового бюджета, речь о котором пойдет в настоящей статье. Налоговый бюджет позволяет спрогнозировать суммы налоговых отчислений с целью их минимизации. Без налогового бюджетирования сложно добиться эффективности общего бюджетирования предприятия. Ведь бюджет налогов связан с конечными формами: бюджетным балансом, бюджетом доходов и расходов, бюджетом движения денежных средств.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный на альтернативной основе результирующий свод налоговых доходов экономии на налогах и налоговых расходов компании затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем , нацеленный на получение максимально возможного объема налоговой прибыли и эффективное ее использование.

Бюджет налогов составляется для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени; формирования платежного календаря; оптимизации налогов.

Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом. Решение о формировании налогового бюджета принимается с учетом специфики деятельности и размера предприятия.

Модель такого налогового бюджета, его структура и варианты возможных управленческих решений представлены на рисунке. Модель налогового бюджета организации Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой.

Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой- и зависит от многих параметров например, от учетной политики компании в области управленческого и налогового учета. Место бюджета налогов в бюджетной модели компании В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов может производиться как по компании в целом, так и по отдельным центрам ответственности.

Полный бюджет налогов формируется в самостоятельных структурных единицах в центрах прибыли и центрах инвестиций. Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: страховые, налог на имущество, транспортный налог и др. Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т.

Обратите внимание. Формированием бюджета налогов должна заниматься финансово-экономическая служба отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей , а расчетом отдельных параметров например, налогооблагаемой базы — соответствующие подразделения компании в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели. Когда операционные бюджеты кроме бюджета расходов и доходов и инвестиционный бюджет будут составлены, соответствующий отдел может заниматься планированием налогов.

Затем составляется график расчетов с поставщиками и покупателями, формируется бюджет движения денежных средств и рассчитываются платежи по НДС. Информация о перечисляемых в бюджет платежах по НДС может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств в связи с необходимостью дополнительного оттока денежных средств. Поэтому нельзя стопроцентно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, так как изначальный вариант еще может корректироваться.

В свою очередь, первоначальный расчет НДС также может измениться. После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс.

На какой срок составлять бюджет? Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.

Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка, а все данные по каждому месяцу показываются отдельно.

Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

Комментарий специалиста: В. Санкт-Петербург В нашей компании корпоративный налоговый бюджет составляется по мере необходимости раз в месяц, квартал, год, на среднесрочную перспективу либо в зависимости от законодательно установленных налоговых периодов и анализируется налоговым менеджером. Документ создается с учетом следующих дат: годовой бюджет — до 1 декабря года, который предшествует планируемому периоду например, на 2012 г.

Как собрать информацию Сначала следует проанализировать весь перечень налогов и сборов. Для этого необходимо определить взаимосвязь с другими бюджетами, выбрать документы, данные которых можно использовать для формирования налогового плана. На их основании рассчитывают налогооблагаемую базу по каждому из платежей. В расчет принимают только те налоги, которые организация должна платить.

Составляем бюджет налогов Процедуру формирования бюджета налогов необходимо начать с планирования начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности. Для расчета планируемых сумм начисления налогов используются следующие исходные данные: планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т.

Структура исчисляемых налогов зависит от нескольких факторов: специфики видов деятельности, осуществляемых организацией; выбранного режима налогообложения; наличия определенного имущества в собственности или пользовании компании земельные участки, здания сооружения , недра, транспортные средства, иное имущество ; места осуществления деятельности и др.

Мы не будем останавливаться на упрощенной системе налогообложения, так как она предназначена для использования малыми предприятиями с небольшими оборотами в них из-за размера зачастую отсутствует необходимость бюджетирования. Рассмотрим общий режим налогообложения, присущий большинству организаций.

Окончательно сформированный налоговый бюджет может содержать в себе следующую информацию: сроки уплаты, суммы платежей, подлежащих перечислению в бюджет, совокупный перечень налогов к уплате.

Целесообразно к форме налогового бюджета приложить справочную информацию для проверки правильности исчисления налогов. Пример налогового бюджета приведен в таблице. Налоговый бюджет на I квартал 2012 г. Вид налога, сбора.

Без бюджета налогов невозможно составить ни бюджетный баланс, ни бюджет доходов и расходов, ни бюджет движения денежных средств. Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой и зависит от многих параметров операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов, а также учетной политики компании в области управленческого и налогового учета.

В данной статье автор рассматривает принципы и последовательность составления бюджета налогов, а финансовые руководители российских компаний делятся своим практическим опытом. В бюджете налогов представляется информация о планируемом начислении налогов и налоговых платежах, сгруппированная по видам налогов, с указанием налогооблагаемой базы и предполагаемой задолженности компании перед бюджетом включая реструктуризированную задолженность.

Бюджет налогов необходимо составлять, во-первых, для дальнейшего расчета финансовых показателей компании и определения влияния на них налогового бремени, во-вторых, для формирования платежного календаря и, в-третьих, для оптимизации налогов. Не обязательно составлять бюджет налогов отдельно от всех остальных бюджетов и включать в него прогнозные показатели по всем налогам сразу.

На практике предприятия часто планируют налоги, относимые на затраты, в соответствующих бюджетах расходов и только косвенные налоги НДС, акцизы отражают в отдельном бюджете. Иногда компании и вовсе не формируют обособленные налоговые бюджеты. Однако в любом случае данные о начислении налогов, планируемых налоговых платежах и прогнозах задолженности перед бюджетом показываются соответственно в бюджете доходов и расходов, бюджете движения денежных средств и прогнозном балансе предприятия. Решение же о формировании отдельного налогового бюджета, либо о включении расчетных налоговых показателей в промежуточные операционные бюджеты расходов, либо об отражении их только в заключительных трех бюджетах принимается с учетом специфики деятельности и размера компании.

Как правило, один общий бюджет налогов формируют крупные компании. Примерная форма такого бюджета приведена в табл. Главным для нас является бюджет доходов и расходов, на основе которого мы контролируем достижение планового уровня прибыли, задаваемого Советом директоров общества. Поэтому в нашей компании бюджетируются только те налоги, которые влияют на прибыль.

Налоги, уплачиваемые с заработной платы, мы показываем в бюджете расходов на оплату труда. По всем остальным налогам, включая налог на имущество, НДС и налог на прибыль, составляется отдельный бюджет налогов.

Из всех налогов мы обособляем только ЕСН и налог на прибыль, остальные же налоги не оказывают существенного влияния на компанию.

Суммы ЕСН включаются в бюджет расходов на оплату труда. Платежи по НДС отражаются только в бюджете движения денежных средств. Прочие налоги показываются в бюджете доходов и расходов отдельной строкой с разбивкой по налогам.

Отдельный бюджет по всем налогам имеет смысл формировать, наверное, крупным предприятиям, чтобы можно было отслеживать начисления и платежи по каждому налогу. Для нашей же компании гораздо важнее контролировать другие значимые статьи: рекламные расходы, затраты на оплату труда вместе с ЕСН, телекоммуникационные расходы и конечно же выручку.

Вадим Штракин, заместитель директора по финансам и экономике Нижнесалдинского металлургического завода г. Нижняя Салда, Свердловская обл. В рамках составления бюджета по предприятию мы рассчитываем и отдельный бюджет по налогам, который включает НДС, налог на прибыль, ЕСН, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и другие налоги, а также различные сборы и взносы, например плату за пользование водными объектами.

В связи с существенностью планируемых сумм составление отдельного бюджета по налогам необходимо для корректного расчета плановой себестоимости, конечного финансового результата и определения входящих и исходящих денежных потоков. На предприятии за расчет данных отвечают только специалисты налогового отдела для целей персонификации ответственности по данному расчету. Процедура формирования бюджета налогов Процедуру формирования бюджета налогов можно разбить на несколько частей: планирование начисления налогов, налоговых платежей и налоговой задолженности.

Начисление налогов Прежде всего необходимо рассчитать планируемые суммы начисления налогов в плановом периоде. Для этого используются следующие исходные данные: планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль и т. Источниками получения планируемых показателей для определения налоговой базы по налогам являются соответствующие операционные и финансовые бюджеты см.

Остальные параметры для расчета налогов ставки налогов, сроки начисления и уплаты налогов, льготы содержатся в Налоговом кодексе РФ. Налоговые платежи После того как определены начисления по налогам, необходимо произвести расчет налоговых выплат, чтобы составить графики расчетов с бюджетом и сформировать бюджет движения денежных средств.

Особенности планирования отдельных налогов Планирование некоторых налогов на предприятиях традиционно вызывает определенные трудности.

Рассмотрим подробнее основные из них. Для расчета плановой величины НДС определяются следующие показатели. НДС по расчетам с покупателями товаров и услуг определяется как разница между суммой НДС, начисленной по реализованной на внутреннем рынке а также в Республике Беларусь продукции, и суммой НДС, полученной в выручке от покупателей продукции.

Кроме того, у такого крупного предприятия, как наше, постоянно возникает потребность в приобретении различных аутсорсинговых работ и услуг — консультационных, ремонтных и других. Подразделения, которым необходимы эти работы и услуги, самостоятельно их планируют, подают заявки в финансово-экономическую службу завода с указанием их договорной стоимости.

Далее финансовое управление планирует оплату этих работ на определенную декаду месяца, после чего данные о работах и их оплате поступают к специалистам налогового отдела, ответственным за расчет планируемого к уплате НДС. Данные о реализации и сроках поступления выручки на предприятие предоставляет управление сбыта, если речь идет о внутренних продажах, и управление внешнеэкономической деятельности — в части продаж на экспорт. Расчет плана по экспортному НДС нулевая ставка имеет несколько иной алгоритм, но осуществляется в рамках единого бюджетного расчета по этому налогу.

Стоит заметить, что сложности при планировании данного налога возникнут у предприятий после введения практики специальных НДС-счетов в банках. Однако суммы НДС мы планируем по двум методикам.

Для составления бюджета движения денежных средств НДС рассчитывается в обычном порядке в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Причем выручка и расходы учитываются полностью, а не только их оплаченная часть. В результате получается сумма НДС, рассчитанная исходя из добавленной стоимости, которую компания создала в плановом периоде.

Данная сумма налога может не совпадать с НДС, отражаемым в бюджете движения денежных средств. Тем не менее эта сумма показывает реальный НДС, который относится к плановому периоду и который компания должна будет когда-нибудь заплатить, хотя в плановом периоде у нее может быть отсрочка по его уплате. Например, в плановом периоде компания может не получить оплату за отгруженные товары, тогда обязанности по уплате НДС не возникнет, однако мы уже сейчас учитываем, что оплата может быть получена в другом периоде и что заплатить НДС все равно придется.

Большинство предприятий формируют бюджеты исходя из учетной политики для целей управленческого учета и определяют так называемую управленческую прибыль. Для того чтобы рассчитать налогооблагаемую прибыль, необходимо произвести корректировки, которые рассчитываются исходя из разниц между учетными политиками управленческого и налогового учета, например разниц в порядке начисления амортизации, учете нормируемых расходов и т.

Разумеется, заранее точно определить величину налога невозможно, поэтому берутся только те корректировки, которые являются наиболее существенными. Скорректированная прибыль и есть плановая величина налогооблагаемой прибыли, по которой затем определяется прогнозная сумма налога на прибыль, причитающаяся к уплате в бюджет. Личный опыт Николай Фролов Для получения прогнозной величины налогооблагаемой прибыли мы корректируем прибыль, получившуюся в бюджете расходов и доходов, на существенные статьи расходов, которые не учитываются для целей налогообложения, например на суммы материальной помощи, затраты на медицинское обслуживание персонала, командировочные расходы сверх норм и другие.

Полученная величина отражает приблизительную налоговую базу по налогу на прибыль, по которой и определяется плановая сумма налога. Данный расчет не очень точен, поскольку на некоторые незначительные расходы прибыль может не корректироваться, однако для управленческих целей он вполне приемлем.

При планировании налога на прибыль целесообразно также определять отложенные налоги 1. Отражение отложенных налогов в бюджете доходов и расходов позволяет выявить те суммы налога на прибыль, которые компания должна будет уплатить в будущем с уже полученных доходов и расходов, признаваемых в управленческом учете.

Личный опыт Лариса Шаповалова Основные виды деятельности нашей компании — оказание услуг по управлению активами паевых инвестиционных фондов, доверительное управление активами юридических и физических лиц, а также купля-продажа ценных бумаг.

При составлении бюджетов мы начисляем отложенные налоги только по самой существенной разнице — на дооценку котируемых ценных бумаг до рыночной стоимости.

Дело в том, что в бюджете доходов и расходов данная дооценка показывается ежемесячно и определяется на основе прогноза состояния рынка ценных бумаг, предоставляемого департаментом управления активами. Однако в налоговом учете сумма дооценки возникнет в качестве дохода или расхода только в момент реализации ценных бумаг.

Поэтому на основе плана о наличии ценных бумаг на конец планируемого года прогнозируется дооценка их стоимости до рыночной и определяется сумма отложенного налога за год. Отложенный налог показывает сумму налога, которую мы должны будем заплатить при реализации ценной бумаги.

У нас также существуют и другие временные разницы, однако большинство из них возникают и исчезают в течение одного года, поэтому планировать их нецелесообразно. ЕСН Для расчета ЕСН в качестве налогооблагаемой базы используются расходы на оплату труда персонала, включая заработную плату, премии и другие выплаты.

Предприятиям, которые применяют регрессивную шкалу ставок по ЕСН, необходимо планировать налог по каждому сотруднику, что достаточно трудоемко. Поэтому рекомендуется рассчитывать сумму ЕСН исходя из среднемесячной заработной платы и накопленной среднемесячной заработной платы в разбивке по категориям персонала. Данный расчет не является абсолютно достоверным, но достаточно приближен к реальному за счет применения к различным категориям персонала регрессивных ставок. Николай Фролов При планировании ЕСН мы учитываем экономию, получаемую за счет применения регрессии в конце года.

Данную экономию мы рассчитываем помесячно, так как рост заработной платы, позволяющий использовать регрессию, происходит в основном во втором полугодии. Для расчета экономии берутся соответствующие данные за прошлый год. Персонального расчета по каждому сотруднику мы не производим в связи с большой трудоемкостью. Лариса Шаповалова Поскольку расходы на оплату труда мы бюджетируем по начислению, то и суммы ЕСН планируются также по начислению и могут не совпадать с ЕСН, который необходимо перечислить в бюджет по итогам конкретного месяца.

Например, в нашей компании в конце года всем сотрудникам выплачивают бонусы. Бюджеты мы составляем с разбивкой по месяцам, и бюджетная сумма расходов на оплату труда за каждый месяц формируется с учетом части годового бонуса и приходящейся на него суммы ЕСН, которая рассчитывается по ставкам, учитывающим регрессию на конец года. В то же время заплатить ЕСН с годовых бонусов нужно будет только в конце текущего года — после того как бонусы выплатят сотрудникам.

Однако это обстоятельство учитывается уже при составлении бюджета движения денежных средств. Место бюджета налогов в бюджетной модели компании 2 В сложных холдинговых структурах формирование бюджета налогов производится как по компании в целом, так и по центрам ответственности. Полный бюджет налогов может формироваться в центрах прибыли и центрах инвестиций, являющихся самостоятельными структурными единицами компании.

Для подразделений, являющихся центрами затрат, могут быть рассчитаны следующие виды налогов: ЕСН, налог на имущество, транспортный налог и некоторые другие в зависимости от специфики предприятия и конкретного подразделения.

Большая же часть налогов может быть рассчитана только по компании в целом: НДС, земельный налог, налог на дивиденды и т. Ответственной за формирование бюджета налогов является финансово-экономическая служба отдел бюджетного планирования, планово-экономический отдел, отдел планирования налоговых платежей , а за расчет отдельных параметров например, налогооблагаемой базы — соответствующие подразделения предприятия в зависимости от распределения ответственности за бюджетные показатели.

Планирование налогов возможно, когда составлены операционные бюджеты кроме бюджета расходов и доходов и инвестиционный бюджет. Затем, после составления графика расчетов с поставщиками и покупателями и формирования на его основе бюджета движения денежных средств, рассчитываются платежи по НДС. Однако однозначно утверждать, что окончательный вариант бюджета движения денежных средств готовится до составления бюджета НДС, нельзя. Информация о платежах по НДС, которые следует перечислить в бюджет, может потребовать пересмотра бюджета движения денежных средств в связи с необходимостью дополнительного кредитования.

Руководство компании также может решить направить свободные денежные средства, остающиеся на конец периода, на оплату поставщикам, чтобы увеличить сумму вычетов по НДС. Таким образом, после расчета НДС бюджет движения денежных средств может корректироваться, в связи с чем первоначальный расчет НДС также может измениться см.

После того как бюджеты налогов составлены, формируется прогнозный баланс. Бюджет налогов составляется с той же периодичностью и в те же сроки, что и основные бюджеты компании: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс. Как правило, в годовых или квартальных бюджетах проводится помесячная разбивка и все данные по каждому месяцу показываются отдельно. Поскольку по многим налогам отчетным или налоговым периодом является месяц, то помесячный расчет плановых налоговых платежей будет оптимальным вариантом.

Контроль исполнения бюджета налогов Контроль исполнения бюджета налогов проводят по истечении планового периода. Отклонения по бюджету налогов напрямую зависят от отклонений в налогооблагаемой базе, то есть в соответствующих статьях операционных, инвестиционных и финансовых бюджетов.

Финансово-экономическая служба, составляющая бюджет налогов, может нести ответственность только за правильность расчета сумм налогов, планируемых на основе информации о налогооблагаемой базе, предоставляемой другими подразделениями. Поскольку ФЭС не может контролировать показатели, на основе которых определяются бюджетные суммы налогов, она не может отвечать за неисполнение бюджета налогов, вызванное отклонениями данных показателей.

При наличии отклонений от бюджета налогов целесообразно выявлять их причины: рост или снижение доходов и расходов по сравнению с прогнозами, незапланированное приобретение нового имущества, изменение налогового законодательства и др.

ПЕРЕЧЕНЬ НАЛОГОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ, ПО КОТОРЫМ ВЕДЕТСЯ ОПЕРАТИВНО - БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Возмещение и возврат НДС 2019 для ОСНО ООО и ОСНО ИП. Зачет налога "на перед". Вычет НДС.


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий