+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Конституционное право на пенсионное обеспечение

Автор: Рыбакова О.С. Право на социальное обеспечение, в том числе по случаю потери кормильца, является одним из гарантированных российским .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 14 вопросов в Пенсионный фонд на которые нет ответов! [14.10.2018]

Вы точно человек?

конституционное право на пенсионное обеспечение
Ключевые слова: пенсии, иностранные граждане, пенсионное обеспечение ино- странцев, история пенсионного обеспечения, конституционное право.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка литературы. Основу работы составляют Уставы о пенсиях и пособиях, действовавшие в России в указанный период. Если бы вдруг было признано необходимым установить "День защиты пенсионеров" по примеру "Дня защиты детей", 1-го июня , то это день следовало бы отнести на 6 декабря.

К этому есть основания: именно 6 декабря 1827 года Император Николай I утвердил "Быть по сему" "Устав о пенсиях и единовременных пособиях" государственным военным и гражданским служащим и подписал Указ Правительствующему Сенату "к приведению его в действие" с 1-го января 1828 года.

Разумеется, что пенсии и пособия государственным служащим выплачивались и ранее. Однако, как отмечено в Указе, "правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности.

Сверх сего не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших"1. Указом и Уставом 1827 г.

Во-первых, выплата пенсий и единовременных пособий должна производиться из Государственного Казначейства, которому для этих целей перечислялись все "пенсионные капиталы" и суммы, накопившиеся по разным местам "на производство пенсий и пособий". И далее, "Суммы на производство пенсий и пособий всем лицам, в Государственную книгу внесенным, заимствуются из общих Государственных доходов, в главной смете ежегодно на сей предмет ассигнуемых". Таким образом, в России был создан бюджетный централизованный государственный пенсионный фонд.

Вместе с тем, незначительная часть пенсий выплачивалась и из других источников: земских и городских сборов, войсковых казачьих средств. Во-вторых, размер пенсий должен определяться не по окладам жалования, а по окладам пенсий гражданским чиновникам, установленным соответственно их должностям.

К "Уставу.... В-третьих, вдовам и сиротам гражданских служащих должно быть гарантировано пенсионное обеспечение. На эти цели предназначались: - вычеты за повышение чинами; - отчисления с окладов жалования чиновников "по Гражданской части" свыше 500 рублей в год по 2 копейки с рубля, ниже 500 - по 1 копейке; - отчисления с пенсий в таком же размере, как и с жалования.

Отчисления не производились с пенсий вдов и сирот; - вычеты со всех окладов под названием "столовых денег" по 1 копейке с рубля. При недостатке этих сумм Указ предписывал дополнять их из общих сумм Государственного Казначейства. Их сумма указывалась в штатном расписании. Штатные расписания государственных учреждений того времени существенного отличались от современных. Кроме оклада жалования в год для каждой должности устанавливались "столовые суммы" и "квартирные суммы", а См.

Развитие пенсионного законодательства в советский период Одним из важнейших документов первых лет Советской власти является Декрет Совета Народных Комиссаров от 31 октября 1918 г. Это был первый законодательный акт, заложивший основы принципиально новой системы социального обеспечения.

Принятая в декабре 1936 года Конституция СССР в числе прав советских граждан закрепила право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Принятие этого Закона, как конституционно-правовая обязанность государства, явилось важнейшим событием в истории развития советского социального обеспечения.

Самым главным результатом действия нового Закона явилось повышение размеров пенсий. Пенсии по старости увеличились в среднем более чем в два раза, а по инвалидности - в 1,7 раза. Помимо этого, по новому Закону значительно расширился круг граждан, имеющих право на пенсию.

За время действия Закона в него был внесен ряд существенных изменений. Так, в 1959 году повышены размеры пенсий неработающим инвалидам I группы из числа военнослужащих".

В том же году были повышены размеры пенсий для рабочих и служащих, ставших инвалидами вследствие профессионального заболевания пневмокониозом силикозом, антракозом и т. В 1964 году был установлен льготный порядок выплаты пенсий по старости ряду категорий работающих пенсионеров. Государственное пенсионное обеспечение распространено на председателей, специалистов и механизаторов колхозов. Право на государственную пенсию, согласно статьи I Закона "О государственных пенсиях, получили следующие лица: а рабочие и служащие; б военнослужащие; в учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров; г другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей; д члены семей граждан, указанных выше, в случае потери кормильца, а также члены семей умерших пенсионеров.

Лицам рядового и младшего начальствующего состава милиции, военизированной пожарной охраны Министерства Внутренних дел и не подлежащим государственному социальному страхованию работникам военизированной охраны министерств и ведомств и их семьям пенсии начисляются по Закону о государственных пенсиях по нормам и правилам по их выбору - или как для рабочих и служащих, или как для военнослужащих, или на основании специальных Положений.

Согласно Закона о государственных пенсиях, основными видами пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР являются государственные пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Гражданам, имеющим право одновременно на несколько различных видов пенсии, во всех случаях назначшгась одна - по их выбору. Пенсии по старости имели целью материально обеспечить рабочих и служащих, достигших определенного возраста и заслуживших длительной трудовой деятельностью в общественном производстве обеспеченный отдых.

Право на пенсию по старости по советскому законодательству имели рабочие и служащие: Мужчины - по достижении 60 лет и при наличии у них общего трудового стажа не менее 25 лет, а женщины - по достижении 55 лет, при наличии трудового стажа не менее 20 лет.

Это общее правило. Но для работников с тяжелыми и вредными условиями труда Закон установил льготы, понизив для них требуемый возраст и стаж работы. Таким образом, в этом случае мужчины приобретали право на пенсию по достижении 50 лет при стаже работы не менее 20 лет, а женщины - по достижении 45 лет при стаже работы не менее 15 лет. Причем, при этом необходимо было, чтобы не менее половины всего стажа приходилось на работу в этих условиях труда, независимо от последнего места работы. Списки составлялись по видам производств, вне зависимости от ведомственного подчинения предприятий и учреждений и независимо от того, к какой отрасли промышленности по своему производственному профилю в целом относится данное предприятие или учреждение.

В демократическом обществе каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Однако некоторые люди от рождения, в силу болезни или старости либо по другим причинам не в состоянии это делать. Общество поэтому создает государственную систему их обеспечения материальными благами социальное обеспечение за счет своих средств. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм.

Согласно Конституции каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый из этих случаев социальных рисков характеризуется утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов его семьи. Имеющаяся законодательная база устанавливает наступление пенсионного возраста для мужчин с 60 лет, а для женщин с 55 лет, связывая размер пенсии со стажем работы. Подробно регламентируются основания для получения пенсий по инвалидности, под которой понимается потеря трудоспособности на длительный срок или постоянно, а также в связи с потерей кормильца вследствие его смерти или безвестного отсутствия.

Как бы в развитие положений Конституции об охране материнства и детства предусматриваются основания социального обеспечения для воспитания детей пособия в связи с рождением ребенка, уходом за малолетним ребенком и др. Все эти формы социального обеспечения строятся на закреплении субъективных прав граждан на получение пенсий и пособий при наличии соответствующих оснований. Человек заранее должен знать, на что он может рассчитывать при наступлении тех или иных социальных рисков, т.

Выход на пенсию — это право, а не обязанность человека. Поэтому в тех случаях, когда человека "выталкивают" на пенсию без его согласия например, при наличии "выслуги лет" , должны быть веские причины для этого, которые могут быть проверены в судебном порядке.

Право на пенсию по любому основанию - это конституционное право, и оно не подлежит произвольному ограничению даже через федеральный закон, поскольку невозможно себе представить, чтобы какое-либо ограничение этого права соответствовало основаниям, перечисленным в ч.

Этим правом обладают все граждане, в том числе и осужденные по приговору суда. Между тем закон длительное время лишал права на пенсию эту категорию лиц. Важное значение для упрочения статуса трудовых пенсий имеет постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. В основе правовой позиции Суда нашли отражение следующие принципиальные положения: прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, ее объема и характера; предопределенность, в силу такой зависимости, деления пенсий в законе на трудовые и социальные; существование различий в правовой природе и сущности указанных видов пенсий и, как следствие этого, разный характер обязанностей государства по отношению к тем, кто приобрел право на их получение; признание юридически значимым обстоятельством участие граждан, включая находящихся в местах лишения свободы, через уплату обязательных страховых взносов из своего заработка в Пенсионный фонд РФ, в формирование средств на выплату трудовых пенсий.

Руководствуясь ими, Конституционный Суд признал, что лишение осужденного пенсионера трудовой пенсии путем приостановления ее выплаты является недопустимым ограничением конституционного права на социальное обеспечение, поскольку такое ограничение не согласуется с целями, перечисленными в ч.

Кроме того, Суд констатировал, что приостановление выплаты трудовой пенсии лишает осужденного пенсионера возможности получать ту ее часть, которая превышает расходы по его содержанию в исправительно-трудовом учреждении, и приобретает характер дополнительного наказания. Поскольку в рассматриваемом Законе отсутствует норма о выплате иждивенцам осужденного причитающейся им части пенсии, то они теряют этот пенсионный источник средств существования.

Такая ситуация противоречит ч. Тем самым нарушается и гарантированный государством принцип равенства прав и свобод человека и гражданина ч. Приведенные аргументы явились основанием для признания Конституционным Судом положения ст. Основные направления реформирования пенсионной системы Согласно Конституции Российской Федерации ст. Из части первой статьи 7 Конституции следует, что социальное государство призвано заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Часть вторая ст. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Важнейшим способом, применяемым для достижения этой цели, являются коррективы, вносимые в правовые отношения. В их число входит установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Сегодня пенсионная система России находится в кризисном состоянии. Причем кризис этот проявляется в двух основных аспектах. С одной стороны, средний размер пенсии россиянина явно оставляет желать лучшего. В долгосрочной же перспективе ситуация может ухудшиться настолько, что даже имеющийся уровень благосостояния будет по объективным причинам недосягаем для пенсионера. С другой же стороны, сегодняшние пенсии не обеспечивают достаточной зависимости между трудовым вкладом работника, имевшим место в период его активной трудовой жизни, и объемом материального вознаграждения в старости.

В пенсионной системе уравнительные моменты, столь характерные для экономики советского типа, сохранили свое значение и после того, как Россия вступила в полосу радикальных экономических преобразований. Таким образом, осуществление пенсионной реформы является одной из важнейших задач, стоящих на данный момент перед нашей страной.

Причем от того, как будет решена эта задача, зависит не только решение комплекса социальных проблем. Пенсионная реформа может иметь гораздо более широкое воздействие на жизнь страны.

В частности, воздействие макроэкономического плана. В целом ряде стран специфика построения пенсионной системы существенно влияет на уровень сбережений, а тем самым на характер и масштабы инвестиционного процесса.

Отсюда следует, что пенсия - это не милость, не подаяние, не пособие по нетрудоспособности. Пенсия - это законная зарплата за прошлый труд, результаты которого используются сегодня. К настоящему времени это принято в большинстве стран мира, и из него следуют следующие принципы начисления и выплат пенсии, которых придерживаются в цивилизованных странах: 1. Пенсия пропорциональна трудовому стажу. Пенсия пропорциональна прошлой зарплате. После достижения должного возраста и стажа пенсия выплачивается независимо от того, работает человек или нет.

Пенсионная система России была построена по так называемому распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. Работающее поколение платит взносы в Пенсионный фонд России непосредственно из своей зарплаты, а также через своих работодателей , и все аккумулированные таким путем деньги используются для финансирования выплат поколению, завершающему свой трудовой путь.

Долгое время представлялось, что распределительной системе практически нет никакой альтернативы, что обеспечивать жизнь пожилых граждан можно только за счет перераспределения ВВП между поколениями. Значение распределительного механизма увеличивалось не только в странах с экономикой советского типа, но и в странах, базирующихся на рыночной системе хозяйства. Однако в последнее десятилетие очевидность доминирования распределительной системы явно поставлена под сомнение практически на всех континентах.

Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца

Обратная связь Реализация конституционного права ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца ЮрФак 25. Право на социальное обеспечение, в том числе по случаю потери кормильца, является одним из гарантированных российским гражданам Конституцией Российской Федерации ч. Согласимся с позицией ученых [1] , что в государстве, если оно провозглашает себя правовым, социальным и демократическим, вопросы о защите прав и свобод граждан, о поддержке нуждающихся категорий граждан выступают индикатором уровня его правового развития.

Общепризнана позиция, что детство представляет собой важный период в жизни каждого человека [3] , от качества обеспечения которого зависят его дальнейшее здоровое развитие и формирование полноценной личности [4]. В соответствии с законодательством обязанность по содержанию и воспитанию ребенка возложена на его родителей лиц, их заменяющих , тем самым обеспечение ребенка необходимыми потребностями представляет первостепенную задачу его законного представителя, который выполняет функцию кормильца.

На определенных законодательством условиях функция законного представителя может быть возложена на других родственников ребенка бабушку, дедушку, сестру, брата, дядю, тетю и т.

В любом случае роль кормильца олицетворяется с основным источником жизнеобеспечения ребенка. Тем самым потеря кормильца для ребенка — это не только боль утраты близкого человека психологическая травма , но и одновременно прекращение источника средств к существованию.

По мнению специалистов, подавляющее большинство получателей пенсий по случаю потери кормильца являются именно дети, потерявшие родителей заменяющих их лиц [5]. Следует согласиться с позицией Е. Азаровой, что здесь "речь идет о предоставлении в рамках социального обеспечения средств к существованию" именно "в то время, когда они необходимы, поскольку их отсутствие грозит самой жизни ребенка" [6].

Учеными отмечается стремительное развитие социального законодательства в последнее десятилетие [7] , которое направлено в том числе на решение вопросов пенсионного обеспечения.

Законодателем определены дополнительные условия предоставления и порядок назначения пенсионного обеспечения, в соответствии с которым потеря кормильца является одним из оснований пенсионного обеспечения граждан, в том числе детей. Наряду с Конституцией РФ нормативной основой назначения пенсии по случаю потери кормильца являются федеральные законы, которые применяются в каждом конкретном случае, в зависимости от статуса кормильца при жизни.

В случае если кормилец при жизни был застрахован в рамках обязательного пенсионного страхования, то право его нетрудоспособных иждивенцев в том числе детей на пенсию по случаю его смерти регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [9] далее — Закон N 167-ФЗ , которыми регламентированы основания возникновения и порядок реализации права на пенсию по случаю потери кормильца, а также условия ее назначения, порядок расчета, круг лиц, имеющих право на данный вид пенсионного обеспечения.

В соответствии с Законом N 400-ФЗ страховая пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов страховых пенсий ст. Положения ст. Дети по общему правилу признаются нетрудоспособными до достижения ими 18-летнего возраста. Таким правом обладают дети [10] братья, сестры, внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных организациях, в том числе в иностранных, расположенных за пределами нашего государства, если они направлены на обучение в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а также дети братья, сестры, внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами п.

Данные законоположения в полной мере согласуются с реализацией конституционного права ребенка на получение образования. Как указал Конституционный Суд РФ, "при освоении лицом образовательной программы в очной форме устанавливается максимальный объем учебной нагрузки, что "ограничивает возможность приобретения детьми умершего кормильца постоянного источника средств к существованию за счет самостоятельной трудовой деятельности" [11].

Конституционность данной нормы п. Поводом к рассмотрению дела послужил запрос Кузнецкого районного суда Пензенской области, в производстве которого находилось дело по иску гр.

По итогам рассмотрения обстоятельств дела Конституционный Суд РФ признал положения оспариваемой нормы не соответствующими Конституции РФ ч. В интересах ребенка в соответствии с п. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением следующих случаев: в случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца.

В этом случае нетрудоспособным иждивенцам может быть назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" далее — Закон N 166-ФЗ , которая представляет собой один из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению. В случае если умерший кормилец обладал статусом военнослужащего [13] , то порядок назначения пенсионного обеспечения по случаю его утраты определяется наряду с вышеуказанным Законом положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

N 4468-1 далее — Закон N 4468-1 [14]. Важно, что в интересах ребенка в отношении нетрудоспособных детей пенсия назначается независимо от их нахождения на иждивении кормильца, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию ч.

В данном случае к нетрудоспособным детям военнослужащего законодатель относит детей [15] , не достигших 18 лет и старше в случае если они стали инвалидами до достижения 18 лет , а также проходящих обучение в образовательных организациях по очной форме за исключением образовательных организаций, обучение в которых связано с поступлением на военную службу , до окончания обучения, но не более чем до достижения ими 23-летнего возраста п.

Законоположения п. По результатам рассмотрения дела суд установил, что оспариваемые заявителем положения п. Порядок назначения пенсионного обеспечения детям из числа членов семей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, регулируется нормами Закона N 166 и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. Право ребенка на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в данном случае возникает у детей в возрасте до 18 лет, а также обучающихся по очной форме в образовательных организациях на территории нашей страны, а также за ее пределами, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ребенком обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 25 лет п.

В данном случае пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов, что, безусловно, важно. Таким образом, пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца является своего рода компенсирующей выплатой, которую дети умершего кормильца могли бы получать в случае его присутствия и получения дохода. Пенсионное обеспечение ребенка предполагает решение комплекса последовательных задач, что возможно при решающей роли государства в рамках реализации государственной правовой политики в социальной сфере.

Литература 1. Азарова Е. N 2 218. N 8 248. Атагимова Э. Атагимова, И. Гусева Т. Дородонова Н. Нечаева А. Также рекомендуется Вам: 8. Ростова О. Рыбаков О. N 196 10. Рыбакова О. Москва, 19. Хабриева Т. N 8 212. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1 Закона Ставропольского края "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Ставропольского края" в связи с жалобой гражданки М. N 400-ФЗ ред. N 52 часть I. N 167-ФЗ ред. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданки Н.

Федеральных законов от 25. N 4468-1 ред. N 1244-1 ред. Связанные статьи:.

Право каждого члена общества на социальное обеспечение, . ограничивающее конституционное право на пенсионное обеспечение с точки зрения.

Статья 39 Конституции РФ

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Комментарий к Ст. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социальных прав человека.

По своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными отношениями в обществе. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

Целевое предназначение социального обеспечения состоит прежде всего в том, что оно является особым источником средств к существованию престарелых и нетрудоспособных. К конститутивным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.

Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодеяния, предоставлявшегося более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным гражданам. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных категорий граждан. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного существования каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей физических, социальных, интеллектуальных стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Всеобщая декларация прав человека в ст. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд.

Неслучайно поэтому статьей 25 названной Декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.

Важно отметить, что в комментируемой норме Конституции случаи, при наступлении которых каждому гарантируется социальное обеспечение, также не носят исчерпывающего характера. Социальное обеспечение может предоставляться и в иных случаях, установленных законом. К ним, в частности, относятся пребывание в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, приобретение статуса безработного и др. Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень.

Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления законодательства в области социального обеспечения. В настоящее время законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: ФЗ от 17 декабря 2001 г.

ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" СЗ РФ. Положения перечисленных федеральных законов конкретизированы в целом ряде подзаконных нормативных актов.

Реализуя предписания Основного закона, законодатель обладает широкими полномочиями в выборе способов и форм правового регулирования. Он может осуществлять его дифференциацию в зависимости от объективных обстоятельств, характеризующих профессиональную деятельность, ее условия, особенности выполнявшихся трудовых обязанностей и др.

Такая позиция неоднократно находила отражение в решениях Конституционного Суда. В частности, в Определении от 18 апреля 2006 г. N 84-О указывается, что законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность специфика условий труда и профессии и т.

Дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции, в том числе вытекающих из принципа равенства ч. N 11-П. На основе выработанных позиций Конституционный Суд признал обоснованным предоставление права на досрочное назначение пенсии медицинским работникам, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки.

Индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в медицинской сфере, таким правом не обладают, поскольку осуществляемая ими профессиональная деятельность организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного частью 1 ст.

N 84-О. Законодатель вправе менять правовое регулирование в сфере социального обеспечения, если при этом соблюдается принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства см. Например, Конституционный Суд не усмотрел нарушения конституционных норм в изменении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и исключении из него должности директора заведующего дошкольного образовательного учреждения Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г.

В пределах компетенции, предусмотренной Конституцией, законодатель регулирует предоставление гражданам пенсий по старости, в том числе досрочно назначаемых, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий.

Для отдельных категорий работников предусматривается назначение пенсий за выслугу лет. Существует достаточно развитая система пособий, включающая пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособия на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных жизненных ситуаций например, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.

В комментируемой статье 39 Конституции РФ упоминается лишь денежная форма социального обеспечения - государственные пенсии и социальные пособия. Однако в необходимых случаях денежные выплаты могут заменяться либо дополняться натуральными формами социального обеспечения - содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах, интернатах для детей, лишенных попечения родителей, социальным обслуживанием на дому и др.

Предоставляются и иные меры социальной поддержки - бесплатное обеспечение лекарствами в рамках так называемого социального пакета , предоставление скидки на оплату коммунальных услуг и т. В законодательстве, принятом в этой области, нашли свое правовое закрепление следующие положения: всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячных пособий ВИЧ-инфицированным, пособий пострадавшим от воздействия радиации и т.

Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, услуг и иных мер социальной поддержки. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся: учет специфики видов профессиональной деятельности например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, судей, государственных служащих и др.

Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них. Важной положительной чертой российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения.

Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Например, работающий пенсионер в случае наступления временной нетрудоспособности приобретает право на получение соответствующего пособия.

Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая за счет средств федерального бюджета. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации.

Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации.

Указанные фонды в основном развиваются так же, как это происходит в большинстве государств мира. Вместе с тем главной проблемой, препятствующей их эффективному использованию, является отсутствие надежного механизма, защищающего употребление средств этих фондов не по целевому назначению например, от изъятия их государством на другие нужды.

Не срабатывают и меры, предусматривающие ответственность за несвоевременное перечисление прямых ассигнований государства в эти фонды. Затрудняют нормальную работу названных фондов длительные задержки выплаты заработной платы, а также задержки с перечислением страховых взносов работодателями по разным причинам. Накапливается дефицит средств Пенсионного фонда. К сожалению, современная пенсионная система характеризуется нестабильностью.

На протяжении последних 15 лет она неоднократно и существенным образом изменялась. При этом далеко не всегда кардинальные изменения вызывались необходимостью и были убедительно обоснованы. Так, в первоначальной редакции Закона "О государственных пенсиях в РСФСР" минимальный размер пенсии устанавливался на уровне прожиточного минимума, определявшегося ежегодно. Уже несколько месяцев спустя минимальная пенсия стала устанавливаться на уровне минимального размера оплаты труда, без определения срока его уточнения, а к моменту проведения реформ минимальный размер пенсии определялся не ниже чем в размере, установленном федеральным законом ст.

Аналогичные изменения произошли и применительно к порядку повышения пенсий в связи с ростом стоимости жизни и оплаты труда. Нестабильность законодательства в социальной сфере не может не вызывать тревогу, поскольку делает неопределенным правовое положение огромного количества граждан нынешних и будущих пенсионеров , не позволяет сформироваться единообразной правоприменительной практике, создает трудности в реализации социальных прав.

При этом не учитывается объективная необходимость особой устойчивости, неизменности пенсионного законодательства по сравнению с другими отраслями в силу его социальной значимости и специфики предмета его регулирования: пенсионные права формируются на протяжении нескольких десятков лет, момент приобретения права на пенсию значительно удален от начала выполнения условий пенсионирования начала трудовой или предпринимательской деятельности.

Вместе с тем такая цель вытекает из социального характера Российского государства и была сформулирована в Постановлении Конституционного Суда от 29 января 2004 г. N 2-П: законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей.

Следующей характерной чертой действующего пенсионного законодательства является его пробельность. Задуманная пенсионная реформа далека от завершения, хотя с момента одобрения ее программы прошло восемь лет.

До настоящего времени отсутствуют законы "Об обязательных профессиональных системах" и "О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных систем" приняты в первом чтении 26 июня 2002 г.

Не принят предусмотренный Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ФЗ "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения страхования в Российской Федерации" законопроект прошел первое чтение 25 октября 2001 г. К числу пробелов надо отнести и отсутствие решения проблем, связанных с разделением пенсионной системы на страховую и государственную, в частности проблемы преобразования пенсионных прав военнослужащих в расчетный пенсионный капитал для назначения трудовой пенсии в том случае, когда их профессиональная деятельность состоит из военной службы и работы по трудовому договору или индивидуальной предпринимательской деятельности.

Не предусмотрен учет неполного специального стажа для назначения трудовой пенсии досрочно: при наличии неполного специального стажа трудовая пенсия назначается на общих основаниях, хотя было бы только справедливо снижать возраст выхода на пенсию пропорционально времени, отработанному во вредных условиях. Нельзя не отметить отсутствие какой-либо ясности в вопросе о судьбе взносов на накопительную часть пенсии, перечисленных за граждан 1952-1967 гг.

В соответствии с действующим в настоящее время законодательством указанные граждане не приобретают права на накопительную часть трудовой пенсии. Однако в течение трех лет до внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взносы уплачивались.

В силу индивидуально-возмездного характера платежей в Пенсионный фонд указанные перечисления должны быть в той или иной форме возвращены гражданам. Вместе с тем законодательное решение по этому вопросу не принято. В юридической литературе, в ходе обсуждений состояния действующего законодательства в сфере социальной защиты неизменно подчеркивается наличие большого числа пробелов, что фактически приводит к невозможности выполнения законодательством о социальном обеспечении своих основных функций - регулятивной и защитной.

Серьезным недостатком пенсионной системы является ее ориентация на решение финансовых проблем в ущерб социальным задачам, вытекающим из Конституции Российской Федерации и отражающим сущность права социального обеспечения. При этом в основу системы положен принудительный механизм долгосрочного накопления. Таким образом, посредством норм права социального обеспечения решаются задачи, связанные с направлением инвестиций в экономику страны, то есть во главу угла ставится достижение экономического эффекта, а не обеспечение гарантий достойного уровня жизни пенсионеров.

Несовершенство законодательства о социальном обеспечении и социальной защите вызывает большое количество проблем в правоприменительной практике. Ряд этих проблем решен с помощью выявления конституционно-правового смысла правовых норм, определяющих порядок и условия реализации права на социальное обеспечение.

Так, Постановлением Конституционного Суда от 29 января 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. Гражданин может осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 г. Постановлением Конституционного Суда от 3 июня 2004 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 п. До установления надлежащего правового регулирования в соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда периоды работы соответствующих категорий граждан в названных учреждениях, не являвшихся государственными муниципальными , должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 п.

С 1 января 2007 г. N 16-О, в соответствии с которым положения п. N 13-6 в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, в силу правовых позиций Конституционного Суда с 1 января 2007 г. Выполняя это предписание, законодатель принял ФЗ от 29 декабря 2006 г. Указанный Закон устанавливает размер пособия в зависимости от продолжительности страхового стажа, а не от непрерывного стажа работы.

Обращения в Конституционный Суд выявили существование противоречий между страховой и государственной системой пенсионного обеспечения. Так, предусматривая участие в обязательном пенсионном страховании тех индивидуальных предпринимателей и адвокатов, которым уже выплачивается пенсия по государственному пенсионному обеспечению, и возлагая на них обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами.

Как особый институт современного государства социальное обеспечение является показателем социальной уверенности, дает человеку, как заметил Х. В сфере социального обеспечения находят отражение нравственные начала, моральные устои общества, такие общечеловеческие ценности, как равенство, социальная справедливость, гуманизм. К основополагающим сущностным признакам социального обеспечения обычно относят: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.

Законодательство не содержит определения социального обеспечения; однозначного универсального понятия социального обеспечения как многоаспектного явления не выработано и в научных исследованиях. Наиболее общее понятие социального обеспечения как феномена в жизни любого общества и государства сводится к следующему - это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случае наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

При этом комментируемая статья, как и названные международно-правовые акты, не устанавливает исчерпывающего перечня оснований предоставления обеспечения. Иные случаи могут устанавливаться законом.

К ним в настоящее время закон относит: приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, погребение умершего, вынужденное переселение, бедность и др.

С многообразием оснований связано и многообразие видов социального обеспечения - оно может осуществляться посредством назначения денежных выплат пенсий, пособий, компенсаций, субсидий , оказания социальных услуг социальное обслуживание , предоставления различных социальных льгот.

Право каждого на социальное обеспечение, закрепленное ст. Безусловно, положение ст. Конкретное содержание "наполнение" права на социальное обеспечение и механизмы его реализации устанавливаются законодателем. Выявляя смысл конституционных положений, относящихся к социальным правам, Конституционный Суд в ряде своих решений подчеркивал, что соответствующее конституционное право человека и гражданина шире конкретных субъективных прав в данной сфере; сущность права на социальное обеспечение проявляется в обязанности государства предоставить каждому в случаях, указанных в Конституции, такое обеспечение.

Конституционное предписание о гарантировании права обязывает государство выполнять указанную функцию, в частности, путем создания соответствующего правового регулирования см.

Постановление КС РФ от 15. Определение КС РФ от 06. Отдельные нормы по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления социальных пособий содержатся также в Законах РФ "О занятости населения в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных законах "О погребении и похоронном деле", "О беженцах" и некоторых других законодательных актах.

Положения перечисленных законов конкретизированы в ряде подзаконных нормативных актов. Установленная законодателем система пенсионного обеспечения включает предоставление гражданам пенсий по старости, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет, социальной пенсии.

Социальные пособия охватывают различные виды пособий: по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, пособия при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка и пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременные пособия при возникновении поствакцинальных осложнений, при заражении вирусом иммунодефицита человека, единовременные пособия вынужденным переселенцам, беженцам, гражданам из числа детей сирот, пособие на погребение и др.

Комментируемая статья упоминает только о денежной форме социального обеспечения. Однако денежные выплаты при необходимости могут дополняться а иногда и заменяться натуральными формами - социальным обслуживанием на дому, содержанием в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в детских домах и др. Система социального обслуживания граждан получила законодательное закрепление в Федеральных законах "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О государственной социальной помощи".

В порядке их реализации принят ряд подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и подзаконных актов субъектов РФ. Социальное обслуживание определено законодателем как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации восстановление физических и духовных сил граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В законе раскрывается и понятие "трудная жизненная ситуация" - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств , которую он не может преодолеть самостоятельно, а также определяется круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание женщины старше 55 и мужчины старше 60 лет, инвалиды в том числе дети-инвалиды , которые нуждаются в постоянной или временной помощи в связи с невозможностью самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности из-за ограничения способности к самообслуживанию и или передвижению , устанавливаются формы обслуживания, перечень основных гарантированных государством услуг, которые могут оказываться им бесплатно или с частичной оплатой.

К социальному обеспечению в широком смысле многие специалисты относят и предоставление социальных льгот, именуемых ныне мерами социальной поддержки. Они установлены для различных категорий граждан, выделенных по определенным признакам, дающим основание для их дополнительной социальной защиты.

К мерам социальной поддержки относятся льготные условия оплаты жилья, коммунальных услуг, пользования транспортом, приобретения лекарств, санаторно-курортное лечение, право на внеочередное медицинское обслуживание и т. Законодательную основу обеспечения граждан мерами социальной поддержки составляют Федеральные законы "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", а также Законы РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы" и др.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в частности, ветеранов труда, жертв политических репрессий, тружеников тыла, малоимущих устанавливаются законами субъектов РФ о компетенции субъектов РФ в правовом регулировании социальной защиты и социального обеспечения см. Содержание законодательных актов, относящихся к сфере социального обеспечения, свидетельствует о многообразии видов предоставляемого гражданам обеспечения, установлении широкого круга получателей пенсий, пособий, услуг и расширении оснований их предоставления, значительной дифференциации норм и условий обеспечения по различным социально значимым критериям.

Законодатель, определяя организационно-правовые формы и виды социального обеспечения, правовые основания и порядок предоставления пенсий, пособий, услуг, размеры денежных выплат, объем услуг и мер поддержки, предоставляемых тем или иным категориям граждан, решая иные вопросы, касающиеся механизма реализации гражданами конституционного права на социальное обеспечение, обладает достаточно широкой свободой усмотрения, в том числе при внесении в действующее регулирование необходимых изменений.

Вместе с тем Конституция очерчивает границы, в которых должен действовать законодатель пределы его усмотрения с тем, чтобы не нарушались конституционные права граждан. В конституционных положениях заложены критерии, ориентиры, которые предопределяют развитие правового регулирования данной сферы отношений. Законодатель обязан следовать не только конституционным принципам правового регулирования и предписаниям общего характера, в частности принципам правового и социального государства, равенства, справедливости, гарантированности государством прав и свобод, соблюдения баланса прав и свобод субъектов соответствующих отношений и др.

Так, например, конституционными положениями обусловлен принцип всеобщности социального, в том числе пенсионного, обеспечения, необходимость использования различных правовых механизмов для его реализации см. Принципиальные положения, характеризующие пределы дискреции законодателя при регулировании социального обеспечения, сформулированы Конституционным Судом в Определении от 15. В нем, в частности, указывается, что обязанностью государства, вытекающей из положений Конституции и международно-правовых актов, выступающих частью российской правовой системы, является принятие в качестве конституционно-правового критерия законодательного регулирования пенсионных отношений, создание условий, гарантирующих достоинство личности, и установление - исходя из имеющихся экономических ресурсов - такого порядка пенсионных отношений, который гарантировал бы лицам, утратившим способность к труду и самообеспечению, их общую материальную обеспеченность на уровне, необходимом для удовлетворения основных жизненных потребностей.

С учетом того, что в рамках действующего правового регулирования стоимостной оценкой минимальных естественных потребностей соответствующих социально-демографических групп населения является прожиточный минимум, при установлении государственных пенсий и социальных пособий показатели прожиточного минимума должны рассматриваться как элемент нормативного содержания конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, основу которого составляет пенсионное обеспечение.

Это, однако, не означает, что Суд обязывает законодателя ориентироваться на прожиточный минимум в качестве единственно возможного критерия. Законодатель может ввести в правовое регулирование и иные способы, которые позволяли бы дать объективную оценку уровня пенсионного обеспечения. Размер пенсий должен позволять избежать нищеты и устанавливаться с учетом необходимости гарантирования достойной жизни.

В решениях КС РФ конкретизированы вытекающие из Конституции требования, которые должны соблюдаться законодателем при дифференциации правового регулирования, установлении различий в правах граждан в сфере социального обеспечения.

Подтверждая право законодателя использовать дифференцированный подход при определении норм, условий и порядка предоставления конкретных видов обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность специфика условий труда, профессии и т. В частности, применительно к пенсионному обеспечению соблюдение принципа равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях.

Критерии признаки , лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, то есть сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены см.

Постановление КС РФ от 03. Так, рассматривая вопрос о том, нарушаются ли конституционные права индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в медицинской сфере, нормой пенсионного законодательства, в соответствии с которой право на досрочное назначение пенсии имеют медицинские работники, чья лечебная деятельность протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, Конституционный Суд РФ признал, что в данном случае дифференциация не вступает в противоречие с конституционными требованиями.

Организация труда в учреждениях здравоохранения жестко регламентируема и предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки; профессиональная же деятельность индивидуальных предпринимателей организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.

В связи с этим установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут расцениваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного ч.

Определение КС РФ от 18. В то же время Суд пришел к выводу, что при определении условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, такое обстоятельство как, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр.

Неоправданная дифференциация в условиях предоставления гражданам отдельных видов обеспечения, без учета их природы и целевого назначения, может привести к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение.

В частности, не соответствующими требованиям Конституции Конституционный Суд признал установленные законодателем различия в условиях приобретения права на трудовую пенсию по старости матерями инвалидов с детства, воспитывавшими их до восьмилетнего возраста, и отцами таких инвалидов, воспитывавшими их до указанного возраста без матери см.

Определение КС РФ от 27. В решении Суда отмечается, что право женщин-матерей на досрочную пенсию по старости в данном случае представляет собой гарантию особой социальной защиты льготу одного из родителей - матери, выполнявшей социально значимую функцию воспитания ребенка - инвалида с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами.

Осуществление воспитательной функции отцом в отсутствие матери может служить лишь основанием для дифференциации требований по страховому стажу и возрасту при назначении досрочной пенсии, но не для лишения отцов в указанном случае права на нее. Аналогичным образом, как не имеющее объективного и разумного оправдания и несоразмерно ограничивающее конституционное право на пенсионное обеспечение с точки зрения справедливой и равной социальной защиты обоих родителей, Суд расценил и предоставление права на пенсию по случаю потери кормильца только женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, занятым уходом за не достигшими восьмилетнего возраста детьми умершего, и исключение возможности назначения этой пенсии на равных условиях в такой же ситуации мужьям погибших военнослужащих-женщин см.

Определение КС РФ от 01. Решениями КС РФ были признаны не соответствующими Конституции законоположения: предусматривающие приостановление выплаты трудовых пенсий за время лишения пенсионера свободы по приговору суда см. Постановление КС РФ от 16. В правовом регулировании отношений в данной сфере особое значение имеет соблюдение конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, именуемого иногда принципом правовой безопасности.

Доверие по отношению к установленному правопорядку - важная ценность правового государства, которая связана с достоинством личности, с признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью. Отмечая связанность воли законодателя требованиями данного принципа и раскрывая его содержание применительно к регулированию социального обеспечения, Конституционный Суд РФ указал, что он предполагает обеспечение правовой определенности, разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты см.

Постановление КС РФ от 29. При реформировании законодательства в сфере социального обеспечения достигнутый уровень социального обеспечения не должен снижаться. Конституционным требованием является и защита приобретенных прав при внесении изменений в правовое регулирование. Она базируется прежде всего на конституционном принципе правового государства, в содержание которого входит и принцип запрета придания нормам, ухудшающим положение граждан, обратной силы.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость ретроактивного действия таких норм, то есть распространения на факты правоотношения и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения этих норм в силу. Так, в решении по жалобе гражданина С. Определение КС РФ от 05. Основываясь на указанной правовой позиции, Суд при выявлении конституционно-правового смысла положений Закона о трудовых пенсиях, предусматривающих условия и порядок сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за лицами, которые трудились на работах с тяжелыми условиями труда, отметил, что право гражданина на получение такой пенсии не может ставиться в зависимость от того, являются ли в настоящее время тяжелыми или перестали считаться таковыми те работы, которые в период их выполнения гражданином относились, согласно действовавшим нормативным актам, к работам с тяжелыми условиями труда и засчитывались в стаж, дающий право на пенсию, назначаемую при пониженном пенсионном возрасте, поскольку иное создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии и приводило бы к неправомерному ограничению права на социальное обеспечение см.

Конституционный принцип поддержания доверия к закону и действиям государства относится и к толкованию положений закона государственными органами, если это толкование являлось единообразным и постоянным. Изменение в толковании закона должно отвечать требованиям отсутствия обратной силы, защиты приобретенных прав.

Такая правовая позиция выражена в решениях КС РФ, касающихся размера ежемесячной денежной выплаты участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами от общего заболевания см.

Определение от 04. Определение от 12. Определение от 14. Конституция не устанавливает организационно-правовые формы способы осуществления социального обеспечения - они, как уже указывалось, определяются законодателем.

Ведущими формами в настоящее время являются обязательное социальное страхование и социальное обеспечение за счет бюджетных средств. Принятый в 1999 г. Закон об основах обязательного социального страхования определяет его как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и или социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Названный Закон закрепляет также основные принципы осуществления обязательного социального страхования, к которым отнесены: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования, всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и или налогов ст.

Видами страхового обеспечения согласно данному Закону являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца; пособие по безработице, пособия в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; единовременные пособия при рождении ребенка, женщинам вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности, на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей ст.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды - Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ. Все эти фонды - самостоятельные финансово-кредитные учреждения, их денежные средства не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов являются страховые взносы, дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случае, предусмотренном законодательством РФ, штрафные санкции и пени, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Размеры страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования и порядок их уплаты определяются федеральными законами. С принятием Закона об основах обязательного социального страхования были созданы предпосылки для полноценного функционирования в России обязательного социального страхования как наиболее адекватной потребностям рынка труда формы социального обеспечения.

Вместе с тем осуществленная в 2001 г. Проблема обеспечения соотносимости между страховыми взносами и предоставляемыми выплатами по обязательному социальному страхованию затрагивалась и в решениях КС РФ. Согласно выработанной им правовой позиции, в Российской Федерации как правовом и социальном государстве устанавливаемый федеральным законодателем правовой режим выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающего из него требования сбалансированности прав и обязанностей ч.

Так, например, применительно к регулированию размеров пособия по беременности и родам Конституционный Суд отметил, что при установлении в Федеральном законе от 21. Постановление КС РФ от 22. В представленном Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы проекте Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается упразднение с 1 января 2010 г.

В связи с этим предлагается также корректировка механизма исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и, в частности, отказ от установления максимальных размеров этих пособий и исчисление их из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование с учетом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами.

Пенсионные выплаты являются важнейшим видом социального обеспечения. В соответствии с принятыми в рамках реформирования пенсионной системы Федеральным законом от 15.

Право каждого члена общества на социальное обеспечение, . ограничивающее конституционное право на пенсионное обеспечение с точки зрения.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Вводная видеолекция к курсу "Право социального обеспечения"


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий