+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоговая политика по налогу на прибыль

- Учетную политику организации можно смело назвать Порядок расчета налога на прибыль и авансовых платежей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Михаил Мишустин: за счет налога на прибыль поступления в казну достигли пика - Россия 24

Учетная политика по налогу на прибыль

налоговая политика по налогу на прибыль
Налогообложение прибыли и налоговая политика - общие положения. Как известно все фирмы - плательщики налога на прибыль организаций.

Ведь именно в ней закреплены методы и способы ведения компанией налогового и бухгалтерского учета. Кроме того, этот документ в первую очередь потребуют налоговики, если придут в организацию с выездной проверкой. Как видите, важность учетной политики нельзя недооценивать.

Поэтому бухгалтеры должны ежегодно анализировать ее положения на предмет целесообразности использования тех или иных методов налогового учета. Согласно п. Прямая обязанность по составлению и утверждению учетной политики закреплена в нескольких главах Налогового кодекса. Мы остановимся на двух самых важных для большинства компаний налогах — НДС и налоге на прибыль. Обратите внимание: изменение учетной политики по налогу на прибыль и НДС строится на разных принципах.

Согласно ст. Учетная политика меняется в следующих случаях: — изменение применяемых методов учета; — существенное изменение условий деятельности компании; — изменение налогового законодательства.

В первых двух случаях корректировки учетной политики начинают применяться с начала нового налогового периода.

В третьем случае — не ранее момента вступления в силу изменений, внесенных в НК РФ. А вот для целей НДС в ст. В пункте 12 этой нормы Кодекса сказано, что учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. При этом механизм внесения изменений в учетную политику не установлен. Из этого можно сделать вывод, что поменять положения учетной политики в части НДС можно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Другими словами, она может меняться один раз в год — по желанию самой компании. Основные элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли и НДС мы для удобства свели в таблицу. Элемент учетной политики Налог на прибыль Метод признания доходов и расходов Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы можно признавать либо методом начисления ст. Обратите внимание: у кассового метода есть ограничение. Далеко не все компании могут его применять.

Дело в том, что этот метод могут использовать только те организации, у которых сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 млн руб. При этом внереализационные доходы в расчет не берутся. При выборе кассового метода компания обязана ежеквартально проверять правомерность его использования.

Иначе говоря, средний размер выручки от реализации за любые четыре последовательных квартала не должен превышать 1 млн руб. Прямые и косвенные расходы Примерный перечень прямых расходов содержится в п. В частности, к ним могут относиться: — материальные затраты; — оплата труда работников, участвующих в процессе производства, и начисленные на нее страховые взносы; — суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым в производстве.

Список прямых расходов является открытым. Поэтому компания может самостоятельно разработать перечень прямых расходов, связанных с производством товаров выполнением работ, оказанием услуг , с учетом особенностей своего производства, и закрепить его в учетной политике. С этим соглашаются и специалисты Минфина России письма от 09. Поэтому часть прямых расходов будет признана в текущем периоде, а часть — отнесена к незавершенному производству.

Под ним понимается продукция частичной готовности, то есть не прошедшая всех стадий изготовления, предусмотренных технологией. К незавершенному производству также относятся: — незаконченные работы или услуги; — законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги; — остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства; — материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, при условии, что они уже подверглись обработке.

Статья 319 НК РФ не содержит правила оценки незавершенного производства. Следовательно, компания должна разработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Разработанный порядок распределения нужно применять в течение не менее двух налоговых периодов На наш взгляд, организациям целесообразно применять одинаковый порядок оценки и в налоговом, и в бухгалтерском учете. Тем более, что в бухгалтерском учете методы оценки незавершенного производства есть.

Так, в пункте 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ утверждено приказом Минфина России от 29. А при единичном производстве продукции незавершенное производство вполне можно учитывать по фактически произведенным расходам Длительный цикл производства Согласно ст.

Однако если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не установлена поэтапная сдача товаров, работ или услуг, то и расходы должны распределяться с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Так, специалисты Минфина России в письме от 14. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного или налогового периода производится в обычном порядке Методы оценки сырья, материалов и товаров Для определения размера материальных расходов организация должна закрепить метод оценки используемых сырья и материалов, а для определения стоимости приобретения товаров — метод оценки покупных товаров при их реализации.

Методы оценки сырья и материалов установлены в ст. Предусмотрено три метода оценки: — по стоимости единицы запасов товара ; — по средней стоимости; — по стоимости первых по времени приобретений ФИФО. Обратите внимание, что налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но никак не раскрывает их содержания.

Однако по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам и нематериальным активам, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, амортизацию можно начислять только линейным методом п. В эти амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. Напомним, что Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 01.

Изменение метода начисления допускается, но только с начала очередного налогового периода. При этом перейти с нелинейного метода на линейный метод можно не чаще одного раза в пять лет.

По всем амортизируемым объектам компании должна использоваться единая методика начисления амортизации за исключением восьмой — десятой амортизационной группы вне зависимости от даты их приобретения Следующий шаг — решение вопроса с амортизационной премией.

Эта возможность предоставлена и для расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Таким образом, компания должна зафиксировать в учетной политике, будет ли она пользоваться амортизационной премией и в каком размере.

Обратите внимание: компания вправе закрепить в учетной политике положение, согласно которому амортизационная премия будет применяться в отношении только тех основных средств, которые отвечают определенным критериям письма Минфина России от 06. Так, специальный повышающий коэффициент, но не выше 2, используется в отношении: — амортизируемых основных средств, принятых на учет до 01.

Порядок отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специального инвестиционного контракта утвержден постановлением Правительства РФ от 22. Которые относятся к первой — третьей амортизационным группам ; — амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности; — основных средств, используемых исключительно для деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении; — амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ используется до 01.

В ней содержится порядок получения инвестиционного налогового вычета. Организации имеют право уменьшить суммы налога или авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, по месту нахождения компании, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на инвестиционный налоговый вычет.

Речь идет о первоначальной стоимости основного средства и о затратах на его последующую достройку, модернизацию, техническое перевооружение и тому подобное, кроме расходов на ликвидацию основных средств. С 1 января 2019 г. Этот вычет используется по месту нахождения компании или по месту нахождения ее обособленных подразделений. Он применяется к налогу, исчисленному за налоговый или отчетный период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые или отчетные периоды Напомним, что законом субъекта РФ могут устанавливаться: — собственно право на получение инвестиционного налогового вычета; — размеры вычета в установленных рамках ; — категории налогоплательщиков, имеющие право на вычет; — категории основных средств, по которым можно получить или не получить вычет.

Поэтому возможность выбора данного вычета и его параметров, которые можно прописать в учетной политике компании, зависит исключительно от содержания регионального законодательства. Обратите внимание: в п.

У этих резервов есть несколько общих черт. Во-первых, возможность создания резервов является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Во-вторых, правом формировать указанные резервы наделены только те компании, которые для расчета налога на прибыль используют метод начисления. В-третьих, если компания приняла решение о создании резерва, то весь порядок его формирования необходимо утвердить в учетной политике Ценные бумаги При реализации или ином выбытии ценных бумаг организация имеет право самостоятельно выбрать один из двух методов списания на расходы в целях налогообложения стоимости выбывших ценных бумаг п.

Выбранный метод закрепляется в учетной политике ст. Эти методы относятся к ценным бумагам как обращающимся, так и не обращающимся на ОРЦБ Порядок расчета налога на прибыль и авансовых платежей Компания имеет право выбрать один из двух вариантов уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль в течение налогового периода ст.

Первый вариант — по итогам каждого отчетного периода исчисляется сумма авансового платежа, исходя из ставки налога на прибыль и суммы прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода.

В течение же отчетного периода исчисляется сумма ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном в ст. Второй вариант — ежемесячные авансовые платежи уплачиваются исходя из фактически полученной прибыли.

В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога на прибыль и суммы фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Перейти на второй способ уплаты авансовых платежей можно только после уведомления об этом налоговой инспекции не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором будет происходить переход. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение налогового периода.

Данный порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.

Есть еще один вариант — уплата квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода. Но им могут воспользоваться только те компании, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 млн руб.

В этом случае компания должна самостоятельно выбрать то подразделение, через которое будет производиться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. Сумма налога, подлежащая уплате в региональный бюджет, формируется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории этого субъекта РФ п.

Налог по месту нахождения обособленного подразделения исчисляется из доли прибыли, приходящейся на это подразделение. Эта доля определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого подразделения соответственно в среднесписочной численности работников или расходах на оплату труда и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по компании.

Организация должна самостоятельно выбрать и закрепить в учетной политике, какой показатель она будет использовать — показатель среднесписочной численности работников или показатель расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода п. Обратите внимание: организации, получившие статус участника проекта по проведению исследований, разработок и коммерциализации их результатов получают освобождение в порядке, предусмотренном ст.

Так как использование освобождения по ст. По этим операциям налогоплательщики имеют право отказаться от данной льготы. Для этого нужно подать налоговикам заявление не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик хочет отказаться от льготы.

Отказ возможен на срок не менее одного года. Отметим, что до 2019 г. Так как данная льгота перенесена из подп. Напомним, что пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав, облагаемых или не облагаемых налогом в общей стоимости товаров, работ, услуг, имущественных прав, отгруженных за налоговый период квартал. При этом по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из данных за этот месяц подп.

Этот момент нужно закрепить в учетной политике. Также налогоплательщик должен прописать порядок ведения учета: — по товарам, работам, услугам, используемым только для облагаемых НДС операций; — по товарам, работам, услугам, используемым только для необлагаемых НДС операций; — по товарам, работам и услугам, используемым в обоих видах операций.

Порядок ведения раздельного учета, установленный в п.

Учетная политика для целей налогового учета. Составляем правильно

Источник: Журнал " Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение " Документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет.

Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства.

В данной статье мы предлагаем выделить основное, что следует указать в этом немаловажном документе в части тех налогов, плательщиком которых признается спортивное учреждение. Что такое налоговая политика? Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов методов определения доходов и или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика п.

Этот термин упоминается во многих статьях, в которых рассматриваются те или иные вопросы налогообложения, налогового учета, подлежащие, в свою очередь, отражению в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, целесообразно утвердить в данной учетной политике решения отдельных вопросов, которые не были раскрыты при регламентации расчетов с бюджетом по тому или иному налогу либо не имеют однозначного толкования.

Отключить рекламу Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица п. Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности абз.

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.

Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений ст. Отключить рекламу Налог на прибыль В правилах исчисления данного налога, описанных в гл.

Начнем с того, что в названном документе следует определить порядок признания доходов п. То же самое нужно сделать по учитываемым налоговым расходам п. Кассовый метод описан в ст. У обычных налогоплательщиков — коммерческих организаций данный вопрос является базовым. У коллег — некоммерческих организаций ключевой проблемой, которую следует решить в налоговой политике, является раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и расходов по видам осуществляемой деятельности.

Раздельный учет. Требование о ведении названного учета для налогоплательщиков, получающих средства целевого финансирования, установлено пп. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего эти средства, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Как именно вести раздельный учет доходов и произведенных за их счет расходов, в гл. Отключить рекламу Например, если в бухгалтерском учете учреждения доходы и расходы разделяются между уставной целевой необлагаемой и прибыльной облагаемой деятельностью, то регистры бухгалтерского учета могут быть использованы и как налоговые регистры, в которых ведется требуемый гл.

Если же в регистрах бухучета недостаточно информации, то налогоплательщик вправе сам дополнить их необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры абз. Важно разграничить расходы на управление учреждением и другие затраты, относящиеся ко всем видам деятельности так называемые косвенные.

Изначально последние должны финансироваться за счет необлагаемых целевых поступлений, поскольку связаны с уставной деятельностью учреждений физической культуры и спорта. Но часть таких затрат может финансироваться еще и за счет приносящей доходы деятельности. Разделение косвенных расходов производится исходя из фактических объемов их финансирования. Амортизируемое имущество. Правила определения такого имущества прописаны в ст. Другое дело, что в налоговой политике следует выбрать метод начисления амортизации п.

Практика показывает, что выбор чаще делается в пользу более простого, хотя для снижения налоговой нагрузки лучше предпочесть сложный метод начисления амортизации. Отключить рекламу Выбранный метод применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения.

Также вне зависимости от установленного в учетной политике для целей налогообложения метода линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-ю — 10-ю амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию п. Допускается по решению руководителя, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, начисление амортизации по нормам ниже установленных гл.

Такое решение о фактическом применении понижающего коэффициента закрепляется вместе с выбором метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость таких объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации п. Амортизационная премия. Отключить рекламу В частности, названная премия предусмотрена для амортизируемого имущества.

Между тем не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности пп.

Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика. А значит, использование этого права должно быть закреплено в учетной политике учреждения для целей налогообложения, в которой нужно прописать размер данной премии и перечень объектов, к которым она применяется. Материальные расходы. При определении размера данных затрат при списании сырья и материалов, используемых для оказания услуг, в налоговой политике устанавливается один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов п.

В аналогичном порядке бухгалтер учреждения может оценить покупные товары, приобретенные для перепродажи, что также надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения пп.

Прямые и косвенные расходы. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного налогового периода, подразделяются на прямые и косвенные п. В названной статье дан перечень рекомендованных затрат, которые могут считаться прямыми, все остальные — это косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров выполнением работ, оказанием услуг абз.

Отключить рекламу Заметим, из приведенных норм следует, что деление расходов на прямые и косвенные обязательно для всех налогоплательщиков, как производящих продукцию, продающих товары, так и выполняющих работы и оказывающих услуги. Другой вопрос, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном налоговом периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации, как и в случае с косвенными.

Но в декларации по налогу на прибыль данные виды затрат все же показываются отдельно [1]. Резервирование расходов. Плательщики налога на прибыль — некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы п. Государственное муниципальное учреждение самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в налоговой политике виды расходов, в отношении которых создается резерв п.

Из наиболее часто встречающихся можно выделить расходы на ремонт дорогостоящий объектов ОС, а также на оплату отпусков персонала, пик которых приходится на лето. Отдельно в учетной политике для целей налогообложения нужно сказать о резерве по сомнительным долгам. Он создается не столько в целях равномерного списания затрат, сколько для заблаговременного списания части задолженности, которая впоследствии из разряда сомнительной перейдет в разряд безнадежной.

Поэтому в налоговой политике при формировании данного резерва целесообразно дать ссылку не на общую для некоммерческих организаций ст. Отключить рекламу Как показывает практика, для резервирования расходов целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, в котором и отражать резервы по разным видам предстоящих расходов.

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и устанавливает приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения абз.

Тем не менее есть вопрос, отданный на откуп налогоплательщику. Как, возможно, догадался читатель, речь идет о раздельном учете по облагаемым и не облагаемым НДС операциям. У учреждений физкультуры и спорта к последним относятся: услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях включая спортивные и студиях пп.

Перечисленные операции относятся к необлагаемым освобожденным от налогообложения. Все остальные операции, например реализация спортивных товаров и атрибутики, оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, не относящихся к образовательным, и другие не поименованные в ст. Отключить рекламу Нет необходимости перечислять в учетной политике спортивного учреждения облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении.

В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. Фактически его базовые правила описаны в гл. В ней необходимо указать способ разделения НДС, предъявленного поставщиками по товарам работам, услугам , в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению освобожденных от налогообложения операций. Данная доля как раз и определяет ту часть НДС, которая включается в стоимость товаров работ, услуг и не предъявляется к вычету.

Все это позаимствовано из п. Зачем же это прописывать в налоговой политике? Дело в том, что в учетной политике, вернее, в приложениях к ней, конкретизируются операции, не подлежащие и подлежащие обложению.

Кроме этого, в ней легче описать налоговые правила, например, о том, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, бухгалтер вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров выполненных работ, оказанных услуг.

Проще говоря, пропорция определяется ежемесячно и лишь в последнем месяце — в целом за квартал. Отключить рекламу Помимо этого, конкретизируя в учетной политике раздельный учет, бухгалтер получает дополнительный аргумент для правомерного применения освобождения от НДС, прописанного в ст.

Ведь именно в данной статье установлено требование о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций. Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками так называемых обезличенных предоплат под осуществление облагаемых и необлагаемых операций.

Чаще всего данные авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может определить налоговую природу аванса облагаемый или необлагаемый.

Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять документы договоры, счета на предоплату и т. Куда нужно представлять налоговую политику? Действующее законодательство не содержит требования о представлении налоговой политики как декларации в налоговые органы. При этом камеральная проверка отчетности проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций расчетов и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа п.

Вместе с тем проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией расчетом не предусмотрено законодательством п. Как видим, ни в той, ни в другой норме об учетной политике для целей налогообложения не сказано, а в числе документов, представляемых в налоговый орган, она прямо не поименована.

Значит, делать это не обязательно, но можно пойти навстречу инспекторам при возникновении у них вопросов, так как в противном случае они затребуют налоговую политику в ходе выездной проверки, а налогоплательщик должен будет ее представить как документ, предусмотренный НК РФ. Неисполнение этого требования может быть квалифицировано как непредоставление налоговому органу сведений для осуществления налогового контроля ст. Нет необходимости переписывать в налоговой политике учреждения физической культуры и спорта нормативные акты.

Нужно указать только те моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, а также описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. В статье мы выделили наиболее распространенные вопросы, включаемые в налоговую политику таких учреждений.

Рассмотрены два налога — НДС и налог на прибыль, так как именно в части их учета есть варианты и налогоплательщику нужно принять решение самостоятельно. Что касается иных налогов, например налога на имущество и транспортного, при их исчислении на федеральном уровне все четко и предельно ясно установлено, налогоплательщику не из чего выбирать, разве что региональные власти иногда предоставляют возможность определиться с тем или иным нюансом налогообложения. Но такое встречается редко, поскольку любая неопределенность может обернуться налоговыми спорами.

А при их разрешении грамотно написанная налоговая политика — это достаточно весомый аргумент в пользу налогоплательщика, который ревизорам сложно оспорить, в том числе в суде.

Заметим, что понятие «налоговый учет» у нас, как правило, ассоциируется с налогом на прибыль. Однако налоговая учетная политика должна включать.

В силу налогового права такой учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации.

Несмотря на то, что указанная глава Налогового кодекса Российской Федерации довольно подробно регламентирует порядок исчисления налога на прибыль, на размер налоговых платежей компании оказывает влияние и тот факт, насколько грамотно все тонкости учетной работы учтены в учетной политике организации для целей налогообложения далее - налоговая политика. Что собой представляет налоговая политика фирмы, какова ее структура, элементы, как она формируется и утверждается, Вы узнаете, прочитав данную статью.

Понятие учетной политики для целей налогообложения Понятие налоговой политики закреплено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации далее - НК РФ , согласно которой под ней понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов методов определения доходов и или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Иными словами, налоговая политика компании является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Особенности формирования налоговой политики К формированию своей учетной политики организация должна подходить крайне внимательно, ведь, как уже было отмечено, иногда именно ее положения становятся тем барьером, который непреодолим для контролеров. Причем, при составлении своей налоговой политики организации совершенно не обязательно переписывать все нормы главы 25 НК РФ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен. В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.

Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему. Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Налог на прибыль организаций

О порядке распределения в целях налогообложения прибыли расходов на производство и реализацию на прямые и косвенные Конец года — повод задуматься о том, соответствует ли применяемая организацией учетная политика налоговому законодательству с учетом поправок, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Если нет, то самое время внести в нее соответствующие изменения. Напомним основные элементы учетной политики для целей налогообложения прибыли и НДС. Учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов методов определения доходов и или расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Понятно, что для подавляющего большинства организаций основной интерес представляют два первых налога. Порядок утверждения и изменения Учетная политика должна утверждаться приказом руководителя. Унифицированной формы такого документа нет, поэтому он составляется в произвольной форме. Конкретные положения учетной политики можно или вписать в текст этого приказа, или утвердить в форме приложений. Составлять новую учетную политику каждый год не нужно.

В налоговом учете работает принцип последовательности. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения. Для изменения учетной политики необходимо наличие одного из следующих обстоятельств ст. В первом и втором случаях изменения в учетную политику принимаются с начала нового налогового периода.

В последнем — не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства. Вновь созданные компании обязаны применять учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы компании. Для налога на прибыль никаких конкретных сроков не установлено.

Обратите внимание! Учетная политика едина для всей компании и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. Налогоплательщики не обязаны представлять свою учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, в этом случае учетную политику придется предъявить в течение десяти рабочих дней после получения требования о представлении документа ст.

Учетная политика по налогу на прибыль Давайте посмотрим, на какие основные моменты нужно обратить внимание бухгалтеру при составлении учетной политики для целей налогообложения прибыли. Кто будет вести учет? Руководство должно решить и зафиксировать в учетной политике, кто будет заниматься налоговым учетом: бухгалтерия или специализированная служба. На практике встречается даже такой сложный вариант: налог на имущество и транспортный налог исчисляет бухгалтерия предприятия, так как база для расчета этих налогов берется из данных бухгалтерского учета; НДС исчисляется отделом налогообложения, так как данных одного бухгалтерского учета уже недостаточно для правильного исчисления этого налога; расчет налога на прибыль поручено вести специализированной фирме из-за большой сложности исчисления данного налога.

Порядок ведения налогового учета В учетной политике для целей налогообложения налогоплательщик определяет порядок ведения налогового учета.

Напомним, что согласно ст. В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Таким образом, необходимо либо зафиксировать в учетной политике решение о применении для целей налогообложения регистров бухгалтерского учета, либо утвердить в ее составе формы регистров налогового учета. Метод признания доходов и расходов В целях налогообложения прибыли доходы и расходы можно признавать либо методом начисления, либо кассовым методом. Напомним, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества работ, услуг и или имущественных прав метод начисления ст.

При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и или в кассу, поступления иного имущества работ, услуг и или имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом, расходами признаются затраты после их фактической оплаты ст.

Однако кассовый метод доступен не всем. Его могут использовать только те плательщики налога на прибыль, у кого сумма выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС в среднем за предыдущие четыре квартала не превысила 1 000 000 руб. Обратите внимание, что внереализационные доходы в данном случае не учитываются. При выборе этого метода компания обязана ежеквартально проверять правомерность его использования. Кроме того, его не имеют права применять банки, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации, организации, признаваемые в соответствии с НК РФ контролирующими лицами контролируемых иностранных компаний, и налогоплательщики, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, указанные в п.

Прямые и косвенные расходы Для целей главы 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного налогового периода, подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам, согласно п. При этом установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов.

Глава 25 НК РФ не содержит прямых положений, ограничивающих налогоплательщика в отнесении тех или иных расходов к прямым или косвенным. Однако это не означает, что такое распределение может быть произвольным. ФНС России в письме от 24. Более того, в ст. Это означает, что механизм распределения затрат на производство и реализацию должен содержать экономически обоснованные показатели, обусловленные технологическим процессом.

При этом налогоплательщик вправе в целях налогообложения отнести отдельные затраты, связанные с производством товаров работ, услуг , к косвенным расходам только при отсутствии реальной возможности отнести указанные затраты к прямым расходам, применив при этом экономически обоснованные показатели. На основании изложенного право самостоятельно определять перечень расходов требует от налогоплательщика обоснования принятого решения. Вышеназванная позиция поддерживается и правоприменительной практикой.

Напротив, указанные нормы относят к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 319 Кодекса налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию выполненные работы, оказанные услуги с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции выполненным работам, оказанным услугам.

Оценка незавершенного производства Пунктом 2 ст. Поэтому часть прямых расходов будет признана в текущем периоде, а часть — отнесена к незавершенному производству, к остаткам готовой продукции на складе и к отгруженной, но не реализованной в данном периоде продукции. Понятие незавершенного производства содержится в п.

Так, под ним понимается продукция работы или услуги частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций изготовления, предусмотренных технологическим процессом. В незавершенное производство также включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги, а также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.

Оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится компанией на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках в количественном выражении сырья и материалов, готовой продукции по цехам производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Обратите внимание: в ст. Следовательно, налогоплательщик должен разработать их самостоятельно. Разработанный порядок нужно применять в течение не менее двух налоговых периодов.

Длительный цикл производства В письме от 04. Указанное распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг вне зависимости от продолжительности этапов. Также финансисты отметили, что по производствам с длительным технологическим циклом доход от реализации указанных работ услуг распределяется организацией самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам услугам.

Что касается расходов, то в п. Таким образом, порядок признания доходов и расходов по производствам с длительным технологическим циклом компания должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике для целей налогообложения. Например, цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется этот договор, одним из следующих способов: равномерно; пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете.

При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного или налогового периода производится в обычном порядке. Методы оценки сырья, материалов и товаров Для определения размера материальных расходов налогоплательщик должен закрепить в учетной политике метод оценки используемых сырья и материалов, а для определения стоимости приобретения товаров — метод оценки покупных товаров при их реализации.

Методы оценки сырья и материалов закреплены в п. В этой норме Кодекса предусмотрено три метода оценки: по стоимости единицы запасов товара ; по средней стоимости; по стоимости первых по времени приобретений ФИФО. Аналогичные методы оценки предусмотрены и для покупных товаров подп. Отметим, что ни ст. На наш взгляд, компания может руководствоваться правилами бухгалтерского учета. Так, в п. Минфин России не возражает против такого подхода.

В письме от 11. Амортизация В пункте 1 ст. Однако в отношении таких объектов, как здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в восьмую — десятую амортизационные группы, амортизацию можно начислять только линейным методом. Это установлено в п. В эти амортизационные группы входит имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет. По остальным объектам должен применяться тот метод начисления амортизации, который закреплен в учетной политике.

Изменение метода начисления амортизации допускается, но только с начала очередного налогового периода. Однако перейти с нелинейного метода на линейный метод можно не чаще одного раза в пять лет.

Следующий шаг — решение вопроса с амортизационной премией. Согласно п. Эта возможность предоставлена и для расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, реконструкции, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств.

Таким образом, компания должна зафиксировать в учетной политике, будет ли она пользоваться амортизационной премией и в каком размере. Обратите внимание: в письме от 17. Аналогичный вывод содержится и в письме Минфина России от 06. Далее компания может предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Основание — ст. Коэффициенты делятся на повышающие и понижающие. Налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, но не выше 2, в отношении амортизируемых основных средств, принятых на учет до 1 января 2014 г.

Однако этот коэффициент нельзя использовать при применении нелинейного метода амортизации в отношении первой, второй и третьей амортизационных групп подп. Коэффициент не выше 2 можно применять также: в отношении собственных основных средств сельскохозяйственных организаций промышленного типа птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты. Основание — подп. Компания вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3: в отношении лизинговых основных средств, если они по условия договора лизинга учитываются на балансе компании это не относится к первой — третьей амортизационным группам.

Обратите внимание: запрещено одновременное применение к основной норме амортизации нескольких повышающих коэффициентов п. При этом Налоговый кодекс не запрещает к разным видам основных средств применять разные повышающие коэффициенты.

Учетная политика налога на прибыль. Самое важное в статье ИД Аюдар Инфо.


Комментарии 0
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий