+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Виды и формы налоговых проверок

Все виды налогов и сборов, права и обязанности субъектов контроля Основной формой налогового контроля является налоговая проверка.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Виды налоговых проверок и как к ним подготовиться

Вы точно человек?

виды и формы налоговых проверок
проверки целевого использования налоговых льгот; Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации.

В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок. В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ. Налоговые проверки их виды и порядок проведения Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок.

При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок. В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными. Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства. Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения.

При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки. Что собой представляют камеральные налоговые проверки Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций. На основании п. Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию.

Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС. Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме.

Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию. В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах. Сущность и методы выездной налоговой проверки Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя.

Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько. Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода. Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка.

Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке. При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов.

В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете. Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений. По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах.

Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом. Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации. Выездная налоговая проверка — комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру обследованию различных предметов, осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Виды налоговых проверок. Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции.

Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля. Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий Особенности выездной ревизии: Проводится на территории организации кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления ; Ревизии подлежат один, несколько или все налоги; Длительность составляет 2 месяца; Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев; Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения; У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Какие виды налоговых проверок предусмотрены в соответствии нк рф Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются: Уведомление от фирм о контролируемых сделках; Извещение налоговой о незаявленных сделках; Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии. Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения уведомления.

Специальные проверки никак не связаны с камеральными и выездными и с их периодичностью ст. После разделения на группы можно определить для каждой группы индивидуальные критерии в зависимости от вида деятельности.

Следующий шаг это установление таких индивидуальных критериев. Чем более конкретны критерии, тем лучше будет результат. В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе. Срок проверки Камеральные и выездные проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка Срок выездной проверки составляет 2 месяца с даты вынесения решения о ее проведении. Это общее правило. Данный срок может быть продлен до 4-6 месяцев. Срок камеральной проверки составляет 3 месяца с даты представления декларации. Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен. Так же существуют такие налоговые проверки, как встречные. Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа.

Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр.

Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов. Налоговые проверки, их виды. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются. Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.

Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС. Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта. При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки.

Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. Оформление итогов Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка По итогам выездной проверки составляется справка, затем акт проверки, на основе которого готовится решение по выездной проверке.

Решение вручается лично руководителю компании под роспись или ее уполномоченному представителю. О проведенной камеральной проверке можно узнать только по факту получения акта. Но в состав проверяющей группы может быть включен абсолютно любой инспектор ФНС России. Также могут привлекаться органы полиции и Следственного комитета РФ. В случае если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации.

При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС. Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК. После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию. В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке. Целесообразность контрольной проверки Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки.

Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня. Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют п. Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком.

Пример 2. Виды налоговых проверок список литературы Последствия проверки Выездная налоговая проверка Камеральная налоговая проверка По итогам выездной налоговой проверки компании могут доначислить налоги, а также обязать заплатить пени и штрафы. Кроме того: существует риск возбуждения уголовного дела правоохранительными органами; налоговики могут инициировать банкротство проверяемой компании; директора и учредителей компании могут привлечь к субсидиарной ответственности.

По итогам камеральной налоговой проверки компании могут прислать требование подать уточненную декларацию, доплатить налоги, пени, а также заплатить штраф в том случае, если декларация была сдана с опозданием. Это данные в среднем по России. Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ — важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Формы и виды налогового контроля

Часть I - Камеральная налоговая проверка 1. Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты перечисления налогов сборов. Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 "Налоговый контроль". С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных неналоговых проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г.

N171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - проверка производства и оборота алкогольной продукции и т. Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка изъятие документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.

Виды проверок представлены на рисунке 1. Рисунок 1 Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные. Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных не полностью уплаченных налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру обследованию различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов их должностных лиц , осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая.

Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика.

При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки. Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган его должностные лица. Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений.

Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев. Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия.

Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др.

В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа его заместителя или постановление руководителя его заместителя вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа.

Порядок вынесения настоящего решения постановления вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные. Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах.

К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей накладные, счета-фактуры и т. Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание.

В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов. Так, при проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели.

По бухгалтерским записям на счете 20 "Основное производство" цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов. В другом случае при изучении документов об отгрузке продукции на ликероводочном заводе было установлено, что часть продукции была отпущена частному предпринимателю "С".

Встречная проверка документов "С" показала отсутствие учетных документов, свидетельствующих о поступлении вино водочных изделий с завода.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности. На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые. Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов сборов ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года срок давности по проверяемому периоду.

Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще. После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов сборов налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам при проверке банков ; применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др.

Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам. Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов.

Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа. Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки.

Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов. Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции услуг , по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям.

Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные. Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика в отличие от плановой проверки.

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности месте хранения документов налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя заместителя руководителя налогового органа , принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные. HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа.

Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной уголовной ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком плательщиком сбора за уже проверенный налоговый период.

В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок. По объему проверяемых документов проверки делятся на: сплошные когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений ; выборочные когда проверяется только часть документации. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет при его отсутствии или уничтожении первичных документов.

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

Работа по теме: Лекции (26 вопросов). Глава: 13 Виды и формы налоговых проверок. ВУЗ: БРУ.

1. Формы и виды налоговой проверки

Камеральная проверка 3-НДФЛ С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками.

Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей — обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных госорганов ФНС по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления — один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц — сотрудников налоговых органов. Формы проведения налогового контроля могут быть следующими: Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.

Получение объяснений — может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика. Проверка данных учета и отчетности — проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.

Инвентаризация — одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода — проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом ст.

Мониторинг - относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС ст. При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля — это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп: Основные методы контроля.

11.2. Формы и виды налогового контроля

Производство по делу о налоговом правонарушении, выявленному в результате налоговой проверки Введение к работе Актуальность темы исследования. С начала 90-х годов XX столетия до настоящего времени российское законодательство о налогах и сборах активно развивалось и прошло путь от разрозненных нормативных правовых актов к упорядоченной системе, в центре которой находится Налоговый кодекс Российской Федерации. Интенсивное развитие законодательства о налогах и сборах было обусловлено формированием в России рыночной экономики и этот процесс продолжается в настоящее время.

Помимо принятия законодательной основы налогового права на его развитие сильное влияние оказала правоприменительная практика, особенно Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Налоговое право стало одной из важнейших подотраслей финансового права. Важное место в нем заняли нормы, регулирующие налоговый контроль. В 2007 году система налогового контроля претерпела значительные изменения.

Данные судебные акты по иному, не в соответствии с сложившейся арбитражной практикой, 1 СЗ РФ. Правовая позиция Конституционного Суда, выраженная в названных судебных актах, была воспринята законодателем в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. Соблюдение ими законодательства о налогах и сборах - основная цель контрольных мероприятий. Налоговые органы в первую очередь призваны обеспечивать достижение этой цели, и только во вторую очередь - выполнять задачу по взысканию доначисленных сумм налогов, пени и штрафов.

Федеральная налоговая служба РФ восприняла изменения, что нашло свое отражение в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. Изменения в порядке проведения налоговых проверок позволили в большей мере обеспечить реализацию принципа соблюдения баланса частных и публичных интересов в налоговом праве. Однако изменения не были достаточно полными для того, чтобы Закон позволил исключить злоупотребления правом со стороны налоговых органов.

Остался открытым 1 СЗ РФ. N 31 часть I. О проблемах налогового администрирования см. Нельзя констатировать установление определенности восприятия налогоплательщиком своего правового положения. Вопросы государственного регулирования экономической деятельности представляют одну из наиболее дискуссионных сфер государственного управления.

Переход к рыночной экономике предполагает уменьшение участия государства в управлении экономикой. Данная тенденция влияет и на развитие государственного финансового контроля, в частности, на одно из его направлений - налогового контроля. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года предусматривает осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего бизнеса, которые среди прочих включают сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушение порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при ее проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов1.

Думается, что уменьшение количества времени, предназначенного для проведения контрольных мероприятий, не должно понижать эффективность налогового контроля особенно в условиях мирового финансового кризиса.

Таким образом, актуальной представляется проблема повышения эффективности налогового контроля при снижении количества контрольных мероприятий. В настоящей научной работе проведен анализ эффективности существующей системы правового регулирования налоговых проверок, а также предложены изменения, направленные на повышение степени правовой защищенности налогоплательщиков и эффективности налогового контроля. Рассматриваемые в настоящей работе вопросы постоянно вызывают неоднозначность понимания их правоприменителями, что свидетельствует о недостаточной проработке темы диссертационного исследования, как на законодательном уровне, так и в теории права.

К тому же законодатель часто вносит изменения в правовые нормы, регулирующие порядок проведения налогового контроля. При этом, обращаясь к вопросам теории налогового права, члены Конституционного Суда Российской Федерации, часто не имеют единства мнений в своем составе по спорным теоретическим вопросам. Указанные обстоятельства подтверждают необходимость усиления научных основ налогового контроля. Объектом настоящего диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении камеральных и выездных налоговых проверок в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы финансового права, регулирующие порядок проведения налоговых проверок, а также нормы конституционного, административного и других отраслей права, с которыми они взаимодействуют, права и обязанности налоговых органов и проверяемых субъектов, порядок принятия решения по результатам налоговых проверок, порядок защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов при осуществлении налогового контроля и правоприменительная судебная практика по вопросам налогового контроля.

Нормативную базу исследования формируют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. Эмпирическую основу диссертационного исследования составила правоприменительная практика Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также окружных арбитражных судов. Цель и задачи диссертационного исследования.

Целью настоящей работы является комплексный анализ правоотношений, возникающих при проведении налоговых проверок в Российской Федерации, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок проведения налогового контроля с учетом повышения роли государственного финансового контроля в условиях мирового финансового кризиса.

Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи исследования: раскрыть сущность налогового контроля как одного из направлений государственного финансового контроля; проанализировать правовые основы проведения налоговых проверок и уровень их эффективности; сформулировать понятие налоговой проверки; разработать и обосновать классификацию налоговых проверок; 5 выявить особенности правового регулирования проведения камеральных и выездных налоговых проверок, как основных форм налогового контроля; 6 разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию правового регулирования налоговых проверок.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания: исторический, системного анализа, синтеза, дедукции, индукции, логический, сравнительного правоведения, диалектический, единства теории и практики.

Использование перечисленных методов позволило проанализировать правовое регулирование налогового контроля во взаимосвязи с другими видами финансового контроля, а также выделить особенности налоговых проверок как основных форм налогового контроля. Теоретическую основу исследования составили труды ученых по финансовому праву: А.

Брызгалина, О. Горбуновой, Е. Грачевой, В. Гриценко, М. Карасевой, Т. Конюховой, Ю. Крохиной, С. Пепеляева, Е. Покачаловой, Е. Ровинского, И. Рукавишниковой, Э. Соколовой, Н. Химичевой, С. Шаталова, А. Ялбуганова и других. В диссертации были использованы положения общей теории права, разработанные такими учеными как С.

Алексеев, М. Байтин, В. Кулапов, Н. Матузов, А. Малько, М. Марченко, О. Рыбаков, И. Синякин и другие. В целях сравнительно-правового анализа изучены труды ученых по гражданскому и арбитражному процессуальному праву: И.

Решетниковой, М. Треушникова, М. Шакарян, М. Юкова, В. Яковлева и других. Особое внимание при рассмотрении вопросов, связанных с производством по делам о налоговых правонарушениях, уделено анализу работ по административному праву: Ю. Адушкина, Д. Бахраха, Н. Конина, В. Манохина и других. Степень научной разработанности темы. Новые социально-экономические задачи российского государства обусловили активное развитие современного налогового законодательства, а также рост интереса среди российских ученых к проблемам правового регулирования налогового контроля.

Представляется важным отметить, что развитие теоретической основы налогового контроля неразрывно связано с общими положениями о государственном финансовом контроле, которые были разработаны известными учеными" в области финансового права.

Общие вопросы налогового контроля рассматривались в трудах В. Андреева, В. Бесчеревных, К. Вельского, Л. Вороновой, О. Горбуновой, СВ. Запольского, Т. Конюховой, Н. Куфаковой, М. Пискотина, Е. Ровинского, В. Родионовой, Э. Соколовой, С. Цыпкина и других ученых. Наиболее подробно вопросы финансового контроля отражены в трудах Е.

Грачевой и Н. Становление законодательства о налогах и сборах обусловило необходимость теоретических исследований в области налогового контроля. Активное развитие законодательства, регулирующего порядок проведения налогового контроля, вызывает повышенный интерес исследователей финансового права к названной теме.

Наиболее известными помимо уже приведенных являются труды Е. Ашмариной, Н. Артемова, Д. Винницкого, Г.

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и налоговых агентов и плательщиков сборов;; o проверки данных учета и отчетности.


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий