+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Признаки налогов в налоговом праве

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность Точная формулировка налога способствует определению круга прав и обязанностей .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоги 2019: как из людей делают рабов?

Понятие, признаки налога и сбора

признаки налогов в налоговом праве
Закрепленная правовой нормой категория раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его.

N 16-П указал, что налог взимается "с целью обеспечения расходов публичной власти". Налог - это платеж, производимый налогоплательщиками для финансирования государственных нужд.

Именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, необходимых для функционирования государства. С начала XX в. Государство расходует все больше финансовых средств на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия.

В доходах бюджетов всех уровней развитых государств преобладают налоги. Финансирование государственных нужд есть один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.

Там же. Налог не должен рассматриваться в качестве компенсационной меры. Компенсация выплачивается одним лицом другому для того, чтобы восстановить какое-либо ранее нарушенное имущественное или неимущественное право этого другого лица.

Когда же налогоплательщик производит налоговый платеж, он не имеет своей целью компенсировать государству какое-либо нарушенное имущественное или неимущественное право.

Налог выплачивается в связи с тем, что государство нуждается в финансовых ресурсах, а не в связи с нарушением налогоплательщиком каких-либо прав государства. Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей являются государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.

Цель - финансовое обеспечение деятельности государства как признак налога - позволяет отделить налог от иных обязательных платежей. Принудительный способ изъятия имущества в процессе налогообложения приводит к сближению налога с санкциями имущественного характера за допущенное правонарушение - штрафами, конфискацией имущества и т. Однако между налогами и санкциями имущественного характера существуют огромные различия. Санкции являются разновидностями государственного принуждения.

Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права. В то же время налогоплательщик уплачивает налоги безотносительно к тому, совершал он или не совершал правонарушение, и государство не пытается или, во всяком случае, не должно пытаться заставить налогоплательщика не совершать в дальнейшем каких-либо действий.

Таким образом, налог не может быть рассмотрен как разновидность санкций имущественного характера. Что понимается в налоговом праве под термином "сбор"? Пункт 2 ст. Согласно п. В числе признаков, которые выделяет НК РФ, определяя понятие "сбор", можно отметить: а обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица; б взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.

Иные признаки сбора в комментируемом пункте ст. Итак, первый признак сбора, который следует выделить в данном определении, - признак обязательности.

Этим признаком сбор схож с налогом. Как уже упоминалось при комментировании аналогичного признака налога, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов общества и государства, и этим предопределяется обязательный порядок уплаты налоговых платежей. Другой признак сбора, указанный в п. Эта особенность сбора позволила Конституционному Суду судить о сборе как об индивидуально-возмездном платеже.

По мнению многих ученых-юристов, признак возмездности является отличительным признаком сбора, позволяющим отделить его от налога. Так, например, Ю. Крохина отмечает, что "в отличие от налога, сборы взимаются за оказание частному субъекту определенных услуг". N 14-О; от 10 декабря 2002 г. N 283-О; от 10 декабря 2002 г. N 284-О. В этой связи хотелось бы отметить следующее.

Возмездность должна проявляться в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требований может означать наличие некой возмездности. Однако в случае уплаты сбора именно встречность требований и отсутствует. Законодатель указывает, что уплата сбора является одним из условий совершения действий в отношении плательщика, то есть уплата сбора не влечет безусловной обязанности уполномоченного лица совершить юридически значимые действия необходимо наличие прочих условий , и в то же время юридически значимые действия могут быть совершены в ряде случаев и без уплаты сбора.

Совершая юридически значимое действие, уполномоченные государством органы выполняют определенные государственные функции, и в связи с этим взимается сбор, который должен заставить плательщика ответственно подходить каждый раз, обращаясь к этим уполномоченным органам. Сбор, таким образом, имеет скорее дисциплинирующее значение и не является индивидуально-возмездным. В этой связи позиция Конституционного Суда об индивидуально- возмездной природе сбора не совсем верна. Завершая рассмотрение понятия "сбор", следует отметить, что "совершение юридически значимых действий" является существенным признаком, позволяющим сегодня различать "налог" и "сбор".

Однако представляется, что по отношению к признакам налога признак действий является дополнительным, а не альтернативным, то есть и обязательность, и индивидуальная безвозмездность, и финансирование деятельности государства характеризуют природу сбора и должны присутствовать в легальном определении. Какие экономические принципы налогообложения лежат в основе системы налогообложения?

Основоположником теории налогообложения стал шотландский экономист и философ Адам Смит. В своей вышедшей в 1776 г. Заслуга А. Смита заключается в том, что он сумел теоретически обосновать потребность государства в собственных финансовых ресурсах. Он говорил, что при системе государственного управления, при которой государство не руководит деятельностью отдельных личностей "система естественной свободы" , у государства имеются три обязанности.

Во-первых, государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов; во-вторых, государство обязано оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества; в-третьих, государство обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы.

Эти обязанности, лежащие на государстве, требуют для своего исполнения определенных расходов, а значит, и определенных доходов в пользу государства. То есть граждане государства должны уплачивать налоги, необходимые для формирования государственных финансовых средств, которые, в свою очередь, необходимы государству для выполнения им своих функций.

Вместе с тем, для того чтобы налогообложение имело положительный эффект, следует соблюдать правила налогообложения. Эти правила были сформулированы А. Смитом и вошли в историю науки как "четыре принципа налогообложения Адама Смита". Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. Первый принцип - принцип справедливости - состоит в том, что каждый налогоплательщик должен участвовать в финансировании государства соразмерно со своими возможностями.

При этом размер налогового платежа должен изменяться с ростом доходов индивидуума по прогрессивной шкале. Второй принцип именуется принципом определенности. Этот принцип сводится к тому, что необходима строгая определенность относительно количества взноса, способа взимания, времени уплаты, причем неопределенность еще губительнее неравенства.

Третий принцип именуется принципом удобности. В соответствии с этим принципом налог должен быть незаметным для плательщика, то есть должен взиматься в самое удобное время и самым удобным способом.

Наконец, четвертый принцип, именуемый принципом экономии, заключается в том, что расходы, связанные с администрированием системы налогообложения, должны быть значительно ниже доходов, получаемых от сборов налогов.

Эти принципы налогообложения выведены автором на основе очень серьезного исследования экономических явлений, сопровождающих налогообложение. Несмотря на то что открытие этих законов произошло более двухсот лет назад, они не потеряли своей актуальности и сейчас. В настоящее время при разработке нормативных документов по вопросам налогообложения законодатель обязан учитывать эти законы А. Смита, иначе налоговая система государства будет малоэффективной.

11. Признаки и виды налогов

Определение налога содержится в п. Приведенное определение позволяет выявить следующие признаки налога, на которые обращает внимание законодатель: а обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица; б индивидуальная безвозмездность платежа; в денежная форма налога; г отчуждение принадлежащего на праве собственности или ином вещном праве имущества денежных средств в пользу публичного субъекта; д целью указанных обязательных платежей является финансовое обеспечение деятельности государства и или муниципальных образований.

Каковы признаки налога как правовой категории? Обязательность Первый признак налога, который следует выделить в приведенном в НК РФ определении, - признак обязательности.

Обязательность уплаты налога является следствием необходимости государства и общества в централизации финансовых ресурсов. Взимание налогов представляет собой условие существования государства, и именно поэтому государство обязывает всех налогоплательщиков платить налоги независимо от их воли.

Признак обязательности налога напрямую закреплен в Конституции РФ. В соответствии со ст. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд РФ указывал, что "данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой, а не частноправовой гражданско-правовой , характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти, по смыслу ст.

И далее: "В этой обязанности налогоплательщиков в том числе граждан, занятых предпринимательской деятельностью с образованием юридического лица воплощен публичный интерес всех членов общества". Иными словами, государство вправе и обязано принимать меры по установлению обязательных платежей в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества, и именно это предопределяет обязательный порядок уплаты налога всеми налогоплательщиками.

Постановление от 17 декабря 1996 г. Индивидуальная безвозмездность В процессе исследования сущности налога невольно возникает вопрос: а за что, собственно, плательщик налога производит обязательный денежный взнос, именуемый налогом? Устанавливая налоги на своей территории, государство не спрашивает на это согласия у населения, то есть установление налогов производится в одностороннем порядке - без встречного согласия общества.

В этом проявляется сущность государства как особого субъекта публичного права. Но все-таки что же общество получает от государства взамен отдаваемого ему имущества?

Пытаясь дать ответ на этот вопрос, следует вспомнить, что задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества. Эти коллективные потребности общества государство удовлетворяет путем предоставления определенных "услуг". К таким услугам относятся оборона, поддержание общественного порядка, содержание государственного аппарата и тому подобные услуги.

При этом получателем таких услуг выступают не отдельные индивиды и даже не группа индивидов, а все общество в целом как единый субъект.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоги уплачиваются налогоплательщиком государству за предоставление последним определенных услуг. Общество в целом получает "общественные услуги" от государства за уплаченные налоги, именно это не позволяет говорить об абсолютной безвозмездности налоговых платежей. В то же время уплата отдельным налогоплательщиком налога не порождает у государства встречной обязанности оказать какую-либо конкретную услугу для конкретного налогоплательщика.

Признавая, что государство создано для обеспечения благополучия и спокойствия общества, невозможно вычислить, в какой степени каждый член общества испытывает нужду в государственных "общественных услугах".

Иными словами, нельзя определить, в какой мере каждый член общества заинтересован в получении подобных услуг государства - эти услуги необходимы всему обществу в целом. Таким образом, налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика.

В этой связи нельзя говорить об абсолютной безвозмездности налога, поскольку общество в целом получает некое встречное удовлетворение. Налогоплательщик же уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо личной компенсации от государства.

В этом состоит один из важнейших признаков налога - признак индивидуальной безвозмездности. Результаты теоретических исследований природы налоговых платежей нашли свое отражение и в актах Конституционного Суда РФ.

Впервые развернутое определение налога, данное Конституционным Судом в своем Постановлении от 11 ноября 1997 г. N 16-П, содержало указание на то, что налоговый платеж взимается на началах "индивидуальной безвозмездности". Таким образом, признак индивидуальной безвозмездности еще до принятия НК РФ рассматривался Конституционным Судом как существенный признак налога.

Постановление КС РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П "О проверке конституционности статьи 11. Денежная форма налога Налог - это платеж, то есть отчуждение имущества осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе.

На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов. Более того, даже в сравнительно недавнем прошлом, в период разрухи и гражданской войны в Советской России, когда денежная система государства находилась в крайне расстроенном состоянии, натуральное обложение играло немаловажную роль в деле формирования ресурсов государства.

Отсюда следует вывод, что налог может быть представлен не только в денежной, но и в натуральной форме. Толкушкин А. История налогов в России. Основная задача налога - формировать ресурсы государства, то есть те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций. Несмотря на то что натуральные налоги и сборы были присущи налоговым системам прошлого, в 90-х гг. Кризис финансовой системы Российской Федерации в начале 90-х гг. Однако уже к середине 90-х гг.

Правительство Российской Федерации 1 апреля 1996 г. В своей практике Конституционный Суд РФ также обращал внимание на денежную форму уплаты налога. Так, в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П Конституционный Суд, анализируя закрепленную в ст.

Иными словами, Суд косвенно признал денежную форму налога как единственно возможную форму отчуждения имущества при исполнении обязанности по уплате налога. Окончательное закрепление денежной формы уплаты налога состоялось с принятием части первой Налогового кодекса. Помимо уже упомянутой ст. Собрание законодательства далее - СЗ РФ.

Отчуждение имущества Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Переход прав на предмет налогового платежа от частного субъекта к публичному традиционно рассматривается в качестве признака налога. Уплачивая налог, плательщик тем самым отказывается от своего права собственности на объект налогового платежа в пользу публичного субъекта, и в этот момент происходит смена собственника.

Признак перехода прав собственника отмечал и Конституционный Суд РФ, который в уже упомянутом Постановлении N 16-П указывал, что налоговый платеж "представляет собой основанную на законе денежную форму отчуждения собственности". Переход прав собственности как признак налога имеет огромное правовое значение с точки зрения защиты имущественных интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Признавая, что при уплате налога меняется собственник денежных средств, государство вынуждено считаться с тем, что любое взимание налога есть ограничение прав собственника, то есть прав, гарантированных ст.

Статья 55 Конституции Российской Федерации допускает ограничение прав собственности федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, само рассмотрение налога как некоего ущемления прав собственности позволяет использовать законодательно предусмотренные меры, направленные на гарантию имущественных интересов налогоплательщиков, включая гарантию на исключительно законодательное установление налога и гарантию соразмерности ограничений налогоплательщика социально значимым целям.

Правовой режим каждого из подобных платежей в наименьшей степени зависел от его Из ст.8 НК можно вывести такие признаки налога, как.

Цель взимания налога

Понятие и признаки предпринимательской деятельности Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А 1. Понятие и признаки предпринимательской деятельности Понятие предпринимательской деятельности содержится в статье 2 ГК РФ.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое 3. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин 3.

Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права — лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений. Признаки субъектов предпринимательского права1. Легитимация в Тема 7. Понятие и признаки банкротства 7. Понятие и признаки банкротства В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:1.

Гражданский кодекс РФ;2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 7. Понятие и признаки банкротства Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С. Понятие и признаки предпринимательских договоров Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен 24.

Понятие и признаки предпринимательских договоров В соответствии с п. Одним из видов гражданско-правовых договоров Тема 7.

Понятие и признаки банкротства I. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ. Понятие и признаки государства Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич 6. Понятие и признаки государства Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву 10.

Понятие и функции налога Из книги автора 10. Понятие и функции налога Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тив-ного управления денежных Лекция 4.

Понятие налога, его роль и основные функции Из книги автора Лекция 4. Понятие налога, его роль и основные функции 4. Налог, как правовая категория, его характерные черты Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве 14.

Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений Из книги автора 14. Понятие, юридические признаки и особенности налоговых правонарушений Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное в нарушение законодательства о налогах и сборах деяние действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента 5.

Понятие и признаки сборов Из книги автора 5. Понятие и признаки сборов В ст. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Из книги автора 7. Принципы налогообложения: понятие, признаки, функции Принцип налогообложения — основополагающее базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового 35. Налоговое правонарушение: понятие и признаки Из книги автора 35.

Налоговое правонарушение: понятие и признаки Налоговое правонарушение — виновно совершенное, вредное, противоправное деяние действие или бездействие , за которое НК установлена ответственность. Признаками налогового правонарушения являются противоправность,.

Понятие и признаки налога ТЕМА 9. Понятие и признаки налога Приобретение Республикой Беларусь независимости и формирование собственного государства повлекли необходимость создания налоговой системы молодого государства. В соответствии с Законом под налогами и сборами, взимаемыми в бюджет, понимаются обязательные отчисления денежных средств от плательщиков в определенных законами размерах.

Закрепленная правовой нормой категория раскрывала существенные правовые признаки налога и не давала никаких юридических критериев для его отграничения от сборов и иных обязательных платежей, вносимых в бюджет государства.

К тому же в определении отсутствовало указание на срок уплаты налоговых платежей. В настоящее время понимание налога, основанное на апробированных экономических и правовых теориях, а на определенных сравнительно-законодательных и доктринальных подходах, получило свое закрепление в п. В определении налога законодательно определены следующие его признаки: - обязательность — в силу закона плательщики налогов при определенных условиях обязаны осуществлять полную и своевременную уплату налога.

Обязательность налога проявляется в двух аспектах. Во-первых, односторонний характер установления налога: налог взимается вне зависимости от волеизъявления налогоплательщика, обязанного уплачивать налог.

Во-вторых, обязательность налога выражается в изначальной определенности его содержания. Это означает, что налогоплательщик при уплате налога не вправе изменить условия и порядок его взимания.

Но это не исключает право налогоплательщика на осуществление налогового планирования на стадии формирования юридических фактов, обусловливающих возникновение налогового обязательства.

Однако в момент возникновения у плательщика объекта налогообложения налог в полной мере проявляет свою общеобязательность; - индивидуальная безвозмездность — уплата налога не устанавливает каких-либо конкретных обязанностей государства по отношению к лицу, его вносящему. При уплате налога происходит одностороннее движение части денежных средств от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквивалентного возмещения плательщику за налоговое изъятие.

Отличительной чертой индивидуальной безвозмездности налога является его безвозвратность, которая характеризуется не временным отвлечением средств плательщика, а полным прекращением прав лица в отношении уплаченных денежных средств; - денежная форма уплаты налога — налоги не могут быть уплачены в натуральном выражении.

В современных условиях практически все налоговые платежи осуществляются в денежной форме, которая определена самой сутью налога, являющегося платежом; - отчуждение части собственности, принадлежащей плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. При уплате налога происходит переход части доходов имущества от плательщика налогов в собственность государства исключение составляют государственные организации.

Следовательно, налогообложение выражает собой процесс отчуждения собственности в пользу государства. Само налоговое отношение представляет собой отношение, возникающее между собственниками, одним из которых выступает государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность Точная формулировка налога способствует определению круга прав и обязанностей .


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий