+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Понятие налога и иных обязательных платежей

Однако при просрочке уплаты неналоговых платежей должна взыскиваться пеня в Иными словами, налог представляет собой обязательный платеж.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Лекция 7 Система налогов и сборов / Lecture 7 the system of taxes and fees

4.2. Соотношение налога и иных обязательных платежей

понятие налога и иных обязательных платежей
Соотношение налогов и иных обязательных платежей разработки дефиниций "сбор" и "пошлина", Конституция оперирует только понятием " сбор".

Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку различия между ними оказывают существенное влияние на эффективность действия налогового режима, распределение налоговой нагрузки.

Различия также важны и для осуществления юридических доктрин в рамках единой налоговой системы. В российской практике эти понятия часто смешиваются либо подменяются, что недопустимо при решении проблем создания объективной системы взаимоотношений плательщиков с государством, базирующейся на равенстве экономических интересов и паритете разных форм собственности. Различать эти понятия необходимо еще и потому, что к ним применяются различные правовые режимы.

Так, в ст. Если же сбор имеет все формальные признаки налога, он считается незаконным. В зависимости от сущности, предназначения, порядка фор-мирования и взимания все обязательные платежи можно разделить на три основные группы: налоги, сборы и пошлины. Определение понятия налога, выявление его признаков является важной задачей, поскольку имеет целью вскрыть сущность и характерные особенности правоотношений, складывающихся в процессе функционирования системы налогообложения.

Кроме того, в отличие от остальных видов платежей налог имеет установленные и предусмотренные законом особенности, чем и определяется особый механизм его взимания.

Согласно ст. Действующий в настоящее время НК РФ содержит в ст. В связи с этим большинство авторов пользуются легальным определением, содержащимся в НК РФ, отмечая его преимущества по сравнению с ранее действовавшим. Отмечается также, что с точки зрения судебной процедуры взимание налогов в форме отчуждения собственности влечет за собой предварительное представление налогоплательщику равноценного возмещения, что, в свою очередь, противоречит такому признаку налога, как индивидуальная безвозмездность.

Староверова предположила, что законодатель, по-видимому, имел в виду передачу части собственности в пользу государства. Сущность налога проявляется в единстве, взаимопереплетении его функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция связана с взиманием части доходов физических лиц и организаций с целью формирования средств в государственном бюджете и во внебюджетных фондах. Эти средства расходуются на социальную сферу, хозяйственные нужды, обеспечение безопасности страны, содержание государственного аппарата и организаций непроизводственной сферы, вообще не имеющих собственных доходов, но необходимых обществу, а также на реализацию других государственных программ.

Другой важнейшей функцией в рыночной экономике является регулирующая. Английский экономист Дж. Кейнс 1883—1946 , разработавший концепцию государственного вмешательства в экономику, считал, что налоги существуют исключительно для регулирования экономических отношений. Дело в том, что эффективно функционирующая рыночная экономика — это регу-лируемая экономика, и центральное место в системе регулирования принадлежит налогам, поскольку с их помощью государство воздействует на общественное производство, достигая определенных целей в экономической политике.

Налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на регулирование производства, а также стимулирование развития отраслей, способствующих внедрению инноваций и повышению степени научно-технического развития страны. В то же время она позволяет ограничить развитие тех производственных процессов, которые на данном этапе являются нецелесооб-разными.

Кроме того, с помощью налогов можно регулировать доходы и качество жизни населения, ограничивая высокий уровень доходов отдельных граждан и поддерживая необходимый жизненный уровень остальных.

Налоги являются также элементом регулирования демографических процессов, молодежной политики и иных социальных сфер. Кроме того, во все времена налоги не только наполняли казну, но и защищали национальных промышленников и торговцев, поддерживали их конкурентоспособность на рынке.

Так, еще в 1653 г. Иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину — 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров и дополнительно проездную пошлину — 4 деньги с рубля. В определении налога как правовой категории надлежит выделить отличительные признаки налога, присущие исключительно ему, образующие его своеобразие, придающие ему категориальную самостоятельность. К таким признакам, в частности, относятся: обязательность принудительность , безвозмездность, безвозвратность безэквивалентность налогов и др.

Обязательность означает, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги ст. Налоговые обязательства возникают у налогоплательщика автоматически, если он попадает под комплекс определенных признаков, указанных в законе.

Эти отношения не зависят от воли участвующих сторон, но законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства плательщиков перед законом. Иначе налицо верховенство законодательной власти в установлении налогов ст.

Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на какое-либо возмещение, т. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете, возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме, хотя это и создает видимость воз-, мездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщики получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом на получение бюджетных средств не существует взаимозависимости.

Таким образом, безвозмездность означает, что существование у налогоплательщика обяза-тельства по передаче части своей собственности государству не влечет за собой обязательства у государства дать, сделать, предоставить что-либо взамен именно ему. Поскольку государство обеспечивает жизнедеятельность всего общества, постольку перед конкретным налогоплательщиком оно не имеет никаких обязательств.

Безвозвратность предполагает, что при уплате налогов право собственности на часть денежных средств переходит от налогоплательщиков к государству. Причем переход права собственности на сумму налога является абсолютным и не порождает у государства обязательств по возврату этой суммы или ее эквивалента.

Возврат налогов осуществляется лишь в случаях излишней уплаты либо излишнего, а также неправомерного взыскания. В числе юридических признаков налога также выделяются публичность; законность установления; процедурный характер взимания; принудительность изъятия. Таким образом, анализ существенных признаков налога дает основания предложить следующее его определение. Наряду с налогами в структуре налоговой системы опреде-ленное место занимают платежи неналогового характера: пошлины и сборы.

Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений судов, паспортных столов и др. Неналоговые платежи отличаются тем, что: во-первых, сборы и пошлины взимаются государственными и местными органами за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права. Эти платежи не являются элементами услуги, хотя уплачиваются в связи с ее оказанием.

В отличие от налога в понятии сбора отсутствует признак принудительного индивидуально-безвозмездного характера взимания. Напротив, поскольку уплата его влечет за собой совершение государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, предоставление определенных прав или выдачу разрешений лицензий , появляется признак частичной возмездности, наличие права встречного удовлетворения.

Кроме того, при уплате сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Цель взыскания пошлины или сбора пошлинный принцип состоит лишь в покрытии издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взыскивается пошлина: без убытка, но и без чистого дохода.

Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто размеры платежей превышают связанные с услугой расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие услуга признается обяза-тельным ради взыскания платежа. В России это утверждение справедливо, например, в отношении установления различных регистраций, лицензирования и т.

Хотя пошлины и сборы взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, их не следует путать с договорными платежами и платежами по гражданско-правовым обязательствам. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлины или сборы выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Следует иметь в виду, что из перечня налогов и сборов, установленных НК РФ, исключены таможенные платежи, таможенная пошлина. В теории и практике налогообложения используются и иные термины. Так, в начале 30-х гг.

Под ними, в частности, понимают сбор, устанавливаемый с учетом экономических или социальных интересов в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся центральными органами государственной власти и местной администрации сборы на благоустройство территории, взносы в фонд жертв экологических катастроф и т. Парафискалитет устанавливается для финансирования определенных мероприятий, тогда как налоговые поступления могут покрывать любой утвержденный в законе государственный расход.

Отмечается, что налоги отличаются от парафискалитетов законодательным оформлением, а также иными особенностями. При этом именно юридические признаки налогов позволяют сформулировать принципы их ус-тановления и взимания, несвойственные обязательным парафискальным платежам. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Квазиналогами именуют обязательные платежи, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога, например индивидуальная безвозмездность, принудительность взимания или предусмотренность в налоговом законе. К таковым относятся патентная пошлина, консульский сбор, портовый сбор, парафискалитет и др. Патентная пошлина не предусмотрена налоговым законом. Патентные пошлины уплачиваются в патентное ведомство за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом.

При этом перечень действий, за совершение которых взимаются патентные пошлины, их размеры и сроки уплаты, а также основания для освобождения от их уплаты, уменьшение их размеров или возврата пошлин, устанавливаются Правительством РФ.

Консульские сборы взимаются за консульские действия и иные консульские услуги, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в соответствии с тарифом, утвержденным Мини-стерством иностранных дел РФ. Портовые сборы также фактически представляют собой государственные регулируемые тарифы, взимаемые за услуги, оказываемые судам в морских торговых портах Российской Федерации.

К регулируемым портовым сборам относятся: корабельный, маячный, канальный, причальный, якорный, экологический, лоцманский и навигационный. Полученные от уплаты портовых сборов средства используются на ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов.

Понятие налога и других обязательных платежей.

Разовые изъятия Определение, данное в ст. Однако несмотря на то, что правоприменительная практика, в частности Конституционного суда Российской Федерации, косвенно данную позицию подтверждает, с ней трудно согласиться, так как действующее российское законодательство регламентирует данный вопрос несколько по-другому.

Необходимо отметить, что до недавнего времени в науке советского финансового права вообще достаточно четко выделялись налоговые и неналоговые платежи как виды государственных доходов в зависимости от формы платежей и методов их взимания. Действительно, общими для налоговых и неналоговых платежей являются установленные законодательством порядок и условия взимания, обязательность уплаты, принудительный характер изъятия, связь платежа с бюджетом или внебюджетным фондом, а также безэквивалентность платежа.

Вместе с тем действующее налоговое законодательство не позволяет отождествлять эти виды платежей. Немногим позднее постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 10.

Впредь, до принятия этого нормативного акта, на территории России сохранялось действие законодательства, регулировавшего взимание неналоговых платежей, не предусмотренных Законом об основах налоговой системы, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством. К сожалению, вышеуказанный перечень так и не был принят, а проект закона о неналоговых платежах отсутствует.

Тем не менее вышеизложенное однозначно свидетельствует о том, что могут иметься отдельно налоговые и неналоговые платежи. В то же время правоприменительная практика Конституционного суда Российской Федерации свидетельствует о том, что концепция раздельного правового существования налогов и неналоговых платежей не однозначна. Так, 1 апреля 1997 года Конституционный суд Российской Федерации рассмотрел вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации подпунктов 8 и 9 постановления Правительства Российской Федерации от 01.

Рассматривая конституционность установления данного по сути своей неналогового платежа, Конституционный суд Российской Федерации в своем постановлении от 01. Исходя из этого суд признал установление сбора за отпускаемую электроэнергию предприятиям сферы материального производства неконституционным, так как он был введен не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации.

Представляется, что данная позиция не бесспорна, так как российское законодательство позволяет в системе бюджетных доходов обособленно выделять налоговые и неналоговые платежи, имеющие различный уровень правового регулирования. По нашему мнению, вышеуказанный подход правоприменительной практики может привести к необоснованной ликвидации всей системы неналоговых доходов бюджетной системы, что не согласуется с действующим законодательством.

В соответствии с этим критерием обязательный платеж приобретает статус налогового только в двух случаях: а когда этот платеж непосредственно включен в налоговую систему Законом об основах налоговой системы, который в ст. Причем, отечественному налогообложению известны лишь три случая, когда обязательные платежи, не предусмотренные Законом об основах налоговой системы, становились налогами в результате принятия соответствующих налоговых законов.

Так, согласно п. С этого момента все платежи, устанавливаемые в регионах и на местах, автоматически получали статус налоговых. Данное положение просуществовало три года и утратило силу только с 1 января 1997 года Указ Президента Российской Федерации от 18. За этот период было установлено около 200 разновидностей местных налогов. В другом случае Указом Президента Российской Федерации от 22.

Кроме того, совсем недавно Федеральным законом от 21. Однако впервые одновременно были внесены соответствующие изменения и дополнения в ст. Выделив основные юридические критерии разграничения налогов и иных неналоговых платежей, можно определить юридический статус последних, а также рассмотреть вопрос об отличии тех и иных изъятий. К квази-налогам относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, патентные пошлины, сбор за регистрацию предприятия, экологические платежи за загрязнение окружающей среды, сбор на воспроизводство, охрану и защиту лесов, платежи за выдачу лицензий, отчисления во внебюджетные отраслевые фонды, сбор за регистрацию средства массовой информации, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам, обязательные отчисления предприятий, организаций и физических лиц для выполнения возложенных на пожарную охрану задач и т.

Что касается разовых государственных изъятий, то они представляют собой платежи, взимаемые государством в особом порядке и, как правило, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказания. В качестве разовых изъятий необходимо рассматривать реквизиции и конфискации. Широко распространены также штрафы. Отличия между налогами и штрафами следует искать прежде всего в поводе изъятия.

Поводом налогового платежа является перераспределение национального дохода, поводом же уплаты штрафа является совершение того или иного правонарушения. Под ред. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Налоговое право. Так, из анализа гл. II Закона об основах налоговой системы можно выделить следующие сопутствующие термины: - акцизы: акцизы на отдельные группы товаров пиво, табачные изделия, ювелирные изделия, бензин, легковые автомобили и т.

Понятие налога и иных обязательных платежей: При утверждении законодательным образом конкретных налоговых форм, под которыми, в первую.

2.1. Понятие налога и иных обязательных платежей

Земельный налог: налогоплательщики и основные элементы налогообложения. Понятие налога и иных обязательных платежей. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Характерные черты налога как платежа п. Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.

Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства.

Различают основные функции налогов и сборов в рыночной экономике. Фискальная функция налогов непосредственным образом связана с формированием доходной части государственного бюджета и представляет собой изъятие средств налогоплательщиков в централизованные фонды государства. Распределительная функция налогов выполняет социальное предназначение, состоящее в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от высокооплачиваемых и состоятельных граждан — к малообеспеченным, что в конечном итоге гарантирует социальную стабильность в обществе.

Например, прогрессивное налогообложение, возрастание налоговых ставок по мере роста размера доходов, установление высоких ставок акцизов на товары не первой необходимости Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям. Контрольная функция налогов обеспечивает контроль со стороны государства за финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельностью юридических лиц и граждан, а также за источниками доходов и направлениями их расходования.

Регулирующая функция налогов — функция, направленная на достижение определенных целей налоговой политики государства посредством налогового механизма. Осуществляется за счет снижения ставок отдельных налогов, предоставления налоговых льгот, нацеленных на улучшение условий хозяйствования в отдельных отраслях, регионах или сферах деятельности.

Налог и иные обязательные платежи В соответствии со ст. Характерной чертой налога является его безвозвратность и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности и безвозмездности, являются налогами. Основная цель взимания налогов — обеспечение совокупности расходов государства. Основное отличие налога от пошлины или сбора заключается в том, что при уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный и безвозмездный характер.

Налоги, как и сборы, тоже могут иметь специально определенную цель целевые налоги , но никогда не могут быть индивидуально возмездными. Сбор согласно п. Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер. Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными источниками. При определении размера пошлины или сбора используются иные принципы, нежели при определении размера налога.

Размер пошлины, как правило, устанавливается в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера услуг. Эти пошлины взимаются при обращении лица с заявкой о выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др. К сборам, как к видам платежей можно отнести предусмотренные НК РФ государственную пошлину, таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира ст.

Под налогами понимаются установленные Налоговым Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: И снова о НДС 2 в контрактах по 44 фз - госзакупки - 44 фз - НДС - тендер


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий