+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Налоги и налоговая система доходы бюджета

Налоговая система — совокупность закрепленных законодательством норм и источник налога — доход субъекта, из которого уплачивается налог Бюджетный дефицит — превышение расходов над доходами бюджета.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:

Налоговая система

налоги и налоговая система доходы бюджета
Доходы бюджета и налоговая система: Основным источником доходов являются налоги (до 90%), а также предпринимательская деятельность самого.

Налоги - обязательные платежи в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемые плательщиками в законодательно установленном порядке. История налогов насчитывает тысячелетия, в течение которых они претерпели существенные изменения от жертвоприношений и принудительных повинностей до современных цивилизованных обязательных государственных сборов.

Налоговая система должна соблюдать следующие принципы: - обязательность и всеобщность налогообложения физических и юридических лиц; - стабильность и динамика налоговой ставки; - административная и финансовая ответственность налогоплательщиков за сокрытие доходов и своевременность уплаты налогов.

Налогом облагаются доходы населения физических лиц и фирм юридических лиц. С доходов население уплачивает подоходный налог, ставка которого, как правило, колеблется в значительных пределах в зависимости от получаемого дохода. Объектом налогообложения корпораций является прибыль, некоторые виды налогов включаются в издержки производства и обращения так называемые социальные налоги: в пенсионный фонд, медицинское страхование, в фонд занятости и т.

Существенную долю в доходах бюджета составляют налоги в форме надбавок к ценам на товары и услуги акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продажи и т. В зависимости от методов формирования различаются прямые и косвенные налоги. Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с доходов налогоплательщика или от стоимости имущества подоходный налог, налог на прибыль, земельный налог и др. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.

К основным видам налогов относится подоходный налог, который вычитается из доходов налогоплательщиков по установленной норме, называемой налоговой ставкой размер налога на единицу обложения. В России с 2001г. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет делается по итогам года.

Для этого налогоплательщики — физические лица, имеющие различные источники доходов, в установленные сроки представляют декларацию о доходах за год. Значительную долю в доходах бюджета занимает налог на прибыль корпораций фирм, предприятий , то есть юридических лиц. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы. При этом в различных странах существуют различные подходы по обложению налогом той части прибыли, которая направляется на выплату дивидендов акционерам пайщикам. Полученные дивиденды рассматриваются как доход физического лица, и облагается подоходным налогом, сначала эта сумма дивидендов облагается корпоративным налогом как часть прибыли фирмы.

Таким образом, происходит двойное налогообложение. Ставки этого налога по разным странам различны. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой значительную долю в доходах бюджета занимают поимущественные налоги — налог на имущество, дарение и наследство. В Российской экономике этот налог занимает пока незначительную роль. Большую роль в формировании дохода бюджета играют налоги на товары и услуги, то есть косвенные налоги. Прежде всего, таможенные пошлины, акцизы и налог на добавленную стоимость НДС.

Акцизы и таможенные пошлины устанавливаются в определенных величинах по различным товарам, НДС определяется процентной ставкой от суммы добавленной стоимости к поступившим в распоряжение фирм предметов труда. Каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. Всю тяжесть этого налога несет конечный потребитель.

НДС впервые был введен во Франции в 1958г. Это — основные налоги. Но наряду с ними существуют разнообразные местные налоги и сборы. В их числе такие, как: налог на местную символику, на перепродажу автомобилей и компьютерной техники, налог на содержание муниципальной милиции, за уборку территории, с владельцев собак и т. Их общее число в России узаконено - 22 вида, для сравнения, в Германии — до 42 видов. В зависимости от устройства бюджета существуют федеральные, региональные и местные налоги, которые поступают в соответствующие бюджеты.

Какие виды налогов примут тот или иной статус — эти вопросы решаются Государственной Думой и устанавливаются в законодательном порядке рис. Трехступенчатая схема бюджета Российской Федерации Для обеспечения дифференсации доходов населения, стимулирования или дестимулирования развития отдельных отраслей экономики государством могут быть применены различные методы установления налоговых ставок величин налогообложения : а прогрессивные ставки налогообложения означают, что сумма налога возрастает быстрее, чем прирастает доход, то есть имеется несколько шкал налоговых ставок для различных по величине доходов например, подоходный налог в РФ, действующий до 2001г.

Это такой налог, который возрастает медленнее, чем совокупный доход. Однако в экономике применяется редко. Структура налоговых поступлений по годам меняется незначительно. В табл. Таблица 9. Главная функция налогов — это пополнение государственной казны, то есть обеспечение финансирования общественных расходов.

Но наряду с этой функцией налоги являются важнейшим экономическим инструментом регулирования общественного производства и обеспечения социальных гарантий. Налоги играют важную роль в социальной жизни. Проблему налогов обсуждают на различных уровнях общественной жизни — от домашних хозяйств до парламентов и правительств. Вводятся различные системы налогообложения, направленные на их совершенствование. Так, для обеспечения социального равновесия вводится прогрессивное налогообложение, которое заключается в том, что получающие большие доходы платят налог по высоким ставкам налога.

Например, в настоящее время в Правительстве РФ рассматривается налог на имущество или, как некоторые предлагают назвать налогом на роскошь. Кроме того, предусматриваются законодательными актами налоговые льготы для смягчения социального неравенства многодетным и малоимущим семьям, переселенцам из-за границы. Налоги выступают в роли одного из рычагов регулирования экономической активности, воздействия на процесс воспроизводства.

Дифференциацией налоговых ставок и представлением льгот обеспечиваются приоритеты тем или иным отраслям экономики производство жизненно важных товаров и продовольствия, медикаментов и т.

С помощью налоговых льгот государство оказывает существенное влияние и на территориальное размещение производительных сил, создание объектов инфраструктуры и т. Для преодоления экономического застоя государство посредством налоговых льгот стимулирует капиталовложения, создает благоприятные условия для расширения совокупного общественного спроса, как на потребительские, так и инвестиционные товары. Налоги способны сыграть существенную роль в решении проблемы стабилизации и подъема экономики.

Для этого необходимо создать благоприятные условия для подъема деловой активности и через налоговую систему. С одной стороны, рост налоговых ставок, на первых порах пополняет бюджетные ресурсы, далее неизбежно и быстро ведет к снижению доходов бюджета. Это связано с тем, что непомерный налоговый пресс приводит к спаду деловой активности, вызывает свертывание производства, а отсюда — уменьшение налогооблагаемой базы.

Американский экономист А. Лаффер доказал, что в результате снижения налогов обеспечивается экономический подъем и рост доходов государства. Согласно его рассуждениям, чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы фирм отбивает у последних стимулы к инвестициям, тормозит научно-технический прогресс, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, ведет к снижению поступлений в бюджет рис.

Кривая А. Лаффера Проблема налогов — одна из наиболее сложных в практике осуществления экономической реформы в России. Эта сложность усугубляется еще и тем, что в предыдущие годы развития общества к налогам сложилось негативное отношение и, кроме того, нынешняя экономика России пока не базируется на подлинно рыночных отношениях. Приходится заново создавать теорию и практику налогообложения в стране. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов огромный опыт зарубежных стран.

Но его использование в условиях России серьезно затруднено в силу особенностей развития экономики России. История человечества не знает такого прецедента экспериментирования в течение 75 лет командно-распределительного механизма. С 1992 года налоговая система претерпевает коренные изменения. Налоговая система в России практически создается заново. Опыт налоговой системы в России выявил существенные недостатки.

Поэтому было принято решение о создании Налогового кодекса, который был подготовлен Правительством и представлен в Государственную Думу для утверждения.

После десятилетних дебатов и дискуссий Налоговый кодекс наконец принят парламентом сначала первая часть, а затем и вторая часть. Однако налоговая система постоянно изменяется в целях ее совершенствования. Основы экономики и теории рынка. Доходы бюджета и налоговая система:.

9.3. Доходы бюджета и налоговая система

Налоговая система Основным источником доходов государственного бюджета являются налоги. Налог Т - это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемых и присваиваемых государством.

Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых платежей. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституциях многих стран. Налоги многофункциональны. Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства. Доля налогов в ВВП России в 2001 г. Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию.

Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую, так и ограничительную, сдерживающую роль. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы будет сдерживать импорт.

Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития страны, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. В-третьих, через налоги происходит перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а следовательно, и на распределение ресурсов.

Таким образом, налоги влияют не только на распределение доходов, но и на распределение ресурсов. Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом и остались актуальными и сегодня. Это следующие принципы: - справедливость и равенство налогообложения - все должны участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый - по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется; - налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщика время и наиболее удобным способом; - расходы на сбор налогов должны быть минимальны налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в доход государства.

Равенство в налогообложении - проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании каких показателей судить о равенстве? Теория налогообложения исходит из того, что принцип равенства предполагает, прежде всего, соблюдение горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая означает, что находящиеся в равном положении получающие одинаковый доход должны платить одинаковые налоги.

Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении получающие разные доходы должны платить разные налоги. Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый - платежеспособность физического или юридического лица доход или богатство и второй - размер выгод, получаемых от государства.

Принцип равенства на основе платежеспособности реализуется путем установления зависимости между величиной дохода богатства и налоговыми изъятиями. Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и платит налоги классический пример - дорожный налог, который платят автомобилисты, пользующиеся государственными дорогами.

Между двумя подходами к определению базы налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то, очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, получающий пособие по безработице, или пенсионер должны платить больше, чем мультимиллионер.

Поскольку оценить выгоды, получаемые налогоплательщиками, часто невозможно, то на практике за основу налогообложения берется платежеспособность. Необходимо обратить внимание на то, что поскольку всякий налог - это вычет из дохода, то налоги могут негативно влиять на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов.

Налоги "вбивают клин" между оценками товаров и факторов производства покупателями и продавцами, что создаёт искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом. Рассмотрим, например, налог на заработную плату рис. Налоговые поступления и потери При заработной плате, равной W1, предложение труда количество отработанных часов составляет Q1.

Предположим, что вводится подоходный налог. Тогда предприниматели для того, чтобы сохранить заработную плату, получаемую рабочими, на прежнем уровне, должны повысить ее до W2. Однако при таком уровне заработной платы спрос на рабочую силу и количество отработанных часов сократится до Q2 и фирмы фактически будут платить заработную плату на уровне W3. Таким образом, налоги повысили предналоговую заработную плату до уровня W2 и снизили посленалоговую заработную плату до уровня W3.

Налоги вбивают клин, равный е2 е3, между ценой найма работника для фирмы и заработной платой, реально получаемой работником. Результатом введения налога становится снижение стимулов к труду и уменьшение отработанного времени. Область W3W2e2e3 - это общая сумма налоговых поступлений, полученных государством. А площадь треугольника е2 е1 е3 представляет собой чистые потери общества сокращение отработанного рабочего времени , возникшие в результате введения налога.

Негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы соблюдение принципа эффективности налогообложения, который предполагает, что взимание налогов не должно иметь негативных последствий для экономики, или эти последствия должны быть минимальны.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы - это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.

Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов - определения их уровня, характера, состава, объекта обложения. Все это находит отражение в налоговой системе страны. Налоговая система - это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов.

Основные принципы построения налоговой система РФ названы в Налоговом кодексе РФ: - всеобщность и равенство налогообложения - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их организационно-правовой формы; - стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени; - равнонапряженность - взимание одинаковых налогов на одинаковых для всех налогоплательщиков условиях; - экономическое обоснование налогов налоги не могут быть произвольными ; - обязательность - принудительность, неизбежность уплаты налога; - социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства различают: прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.

Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие - налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж. В зависимости от органа, который взимает налоги и ими распоряжается в соответствии с российским законодательством , различают: федеральные налоги - они определяются Законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам.

Основные виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др. Федеральные законы определяют лишь основные принципы формирования региональных налогов; местные налоги - устанавливаемые и взимаемые органами власти, местного самоуправления земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение.

В зависимости от назначения налога различают: общие налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных расходов; специальные целевые налоги - имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ. Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: - субъект налогообложения;.

в бюджетной сфере сделало бы бюджетную консолидацию более прочной. за структурных проблем в налоговой системе. (таковыми являются . доходов. Действительно, совокупные собранные налоговые доходы в регионе.

Вы точно человек?

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: пропорциональный налог, регрессивный налог. Пропорциональный налог предполагает, что средняя налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины дохода. При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Регрессивный налог — это налог, налоговая ставка которого увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Таким образом, при увеличении дохода доля дохода, выплачиваемого в виде налога, сокращается. Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Как определить этот уровень налоговых ставок? На этот вопрос помогает ответить кривая Лаффера. Кривая Лаффера КРИВАЯ ЛАФФЕРА показывает функциональную зависимость величины налоговых поступлений в государственный бюджет от уровня налоговых ставок; экстремальное значение функции, которая выражена в кривой Лаффера, показывает максимальную сумму налоговых поступлений в государственный бюджет.

Зависимость между налоговыми ставками и доходами бюджета связана со многими конкретными условиями той или иной страны. Поэтому нельзя дать какого-то единого рецепта для определения налоговых ставок вне зависимости от места и времени. Но принцип налоговой политики государства сводится к тому, что она должна обеспечить оптимальные условия для экономического роста, т.

Дальнейший рост налога на прибыль приведет к тому, что фирмы начнут сокращать выпуск продукции, а их прибыли будут уменьшаться. Теперь чем больше будет повышаться налоговая ставка, тем меньше продукции будут выпускать фирмы, тем меньше будут их прибыли, и тем меньше будет получать государственный бюджет отчислений от прибыли. Фискальная политика — сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей.

Целями фискальной политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, то есть стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, являются поддержание: стабильного экономического роста; полной занятости ресурсов; стабильного уровня цен. Фискальную политику проводит правительство. Инструменты фискальной политики воздействуют как на совокупный спрос на величину совокупных расходов , так и на совокупное предложение величину издержек фирм.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки; налоги; трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

Расширительная фискальная политика осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

Перерасход дефицит правительство будет покрывать за счет займов у населения, страховых компаний, промышленных фирм и т. Оно может занять и у центрального банка.

Расширительная фискальная политика проводится в случае, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Дискреционная — значит произвольная, зависящая от сознательного решения исполнительной власти. Дискреционная фискальная политика — политика, довольно часто требующая изменений в законах о налогах и в законах о правительственных программах расходов.

Но этот процесс — медленный. Именно медлительность снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Автоматическая фискальная политика. Эту политику называют также автоматической стабилизацией ,которая обеспечивает антициклические изменения в расходных и налоговых действиях правительства без преднамеренного обсуждения и изменения в фискальной политике. Если растет безработица, то и поступления от налогов для обеспечения пособий по безработице падают из-за общего снижения занятости.

Но платежи по таким пособиям будут расти автоматически. Напротив, если фактическая норма безработицы низка, а занятость велика, налоговые поступления растут, а число пособий сокращается. Иными словами, во время спада программа пособий будет иметь налоговый дефицит, а во время подъемов — излишек. Прибыль — самая чувствительная к циклическим изменениям форма доходов. Она падает сильнее остальных видов доходов во время застоя и растет быстрее во время оживления.

Точно так же резко колеблются и налоговые поступления от прибылей корпораций. Падение поступлений сразу расширяет дефицит госбюджета, увеличение — сокращает дефицит. И в этом случае налоговые поступления будут падать во время спада и расти во время подъема, автоматически стабилизируя экономику, т.

Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств. Налоги в России впервые разделены на три вида: Федеральные налоги : акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; налог от биржевой деятельности; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; подоходный налог с физических лиц и др.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпункте "п" зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги в т. Налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономной области, автономных округов. Все республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

Местные налоги , например: налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения регистрации объекта налогообложения; земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле. Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации.

В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы. Рекомендации к теме Выполняя работу 3, Вы узнаете о роли государства в рыночной экономике. При изучении теоретического материала обратите внимание на то, в каких случаях государство вмешивается в рыночные отношения и почему оно это делает.

Запомните определения налогов, их структуры и типы налогообложения. Определите, каким образом государство может создать благоприятные условия для экономического роста. Для лучшего усвоения тем работы целесообразно обратиться к периодическим специализированным изданиям. Поработайте со статистикой госбюджета, государственного долга и налоговых поступлений, приведенной в СМИ.

Обратите внимание на изученные понятия, разберите, в каком ключе они используются в периодике. Постарайтесь разобраться в прочитанном.

Налоговые системы могут представлять довольно сложную модель, поскольку существует множество налогов, их плательщиков, способов взимания налогов, налоговых льгот. Налоги можно классифицировать по разным признакам: от объекта обложения и взаимоотношении плательщика и государства; по использованию; по экономическому признаку объекта.

По первому признаку налоги подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налог на прибыль, на имущество, на землю, подоходный.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Реальными облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования: к реальным прямым налогам относятся: земельный, поимущественный, промысловый, на денежный капитал.

В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например, семейное положение; к ним относятся: подоходный налог, налог с наследств и дарений, подушный и др.

Косвенные налоги взимаются опосредованно — через цены товаров, услуг налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины. Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству. По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные.

Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные из- логи имеют строго определенное назначение. В зависимости от органа, взимающего и распоряжающегося налогом, различаются государственные и местные налоги. По экономическим признакам объекта различаются налоги па доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения; во втором случае — это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Существует четыре способа взимания налогов в зависимости от способов учета и оценки объектов обложения: кадастровый, по декларации налогоплательщика, у источника получения дохода, на основе патента свидетельства.

В первом случае учет и взимание налога осуществляются на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности земельный налог, имущественный без учета фактической доходности. В декларации налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и исчисляет сумму налога. Третьим способом налог исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик.

Четвертым способом налог уплачивается на основе патента разрешения на разнообразные виды предпринимательской деятельности, по которым затруднительны определение и учет доходов разъезды и иные перемещения, различные ремонтные работы, пошив одежды, обуви и пр.

Используются два метода налогового учета: кассовый; метод начислений. Согласно кассовому методу, доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества и произведенной по ним оплаты.

По методу начислений доходы и вычеты учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки и оприходования имущества независимо от времени оплаты. Второй метод для налоговых служб является более приемлемым, и он должен быть принят к применению всеми плательщиками в Казахстане. Его недостаток для плательщиков — налоговые платежи должны быть перечислены даже в случае неоплаты поставок в срок, что приводит к отвлечению оборотных средств.

Налоговая система Казахстана включает две группы налогов, сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения и органы налоговой службы Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан и его местные органы. В первую группу включены общегосударственные налоги, условия и порядок взимания которых определяются законодательством Казахстана.

К ним относятся: подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на операции с ценными бумагами; специальные платежи и налоги недропользователей. Во вторую группу входят местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц; сборы за право занятия отдельными видами деятельности; сбор с аукционных продаж; сбор за право реализации товаров на рынках.

Помимо упомянутых налогов, сборов на территории Казахстана взимаются: таможенные пошлины; отчисления в Фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы для возмещения затрат на геологоразведочные работы и охрану недр — уплачивались до 1998 г. Фонд охраны природы, включаемый в состав государственного бюджета, формируется за счет ряда платежей экологического характера: за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимитов и за их превышение, за некомплексное и сверхнормативное использование потери природных ресурсов и сырья, различные штрафы и взыскания средств за экологические нарушения.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым комитетом Министерства финансов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет, с учетом затрат цен и тарифов. В условиях формирования рыночной экономики налоговая система должна соответствовать определенным принципам. В мировой практике апробированы такие принципы, предложенные известными учеными Я. Корнай и др. Они в основном сводятся к следующему: При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам, поскольку часть налогоплательщиков постарается уклониться от выплаты налогов, занизить свои доходы.

Налоговая система должна быть как можно более нейтральной. Помимо обоснованных исключений, государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов.

Для этой цели должны существовать специальные статьи в расходной части вместо сокращения налогов в доходной части бюджета. Это должно делаться открыто. Независимо от вида налога ставка должна быть единой.

Необходимо избегать произвольного освобождения от налогов определенных продуктов, услуг, деятельности или социальных групп. Необходимо государственное финансирование социальной политики, здравоохранения и развития культуры, но средства для этого нельзя получить путем манипуляции ставками налогов.

Политическая власть не должна поддаваться давлению со стороны отдельных групп. Этот принцип важен также и с точки зрения рыночной экономики. Нет рынка без настоящих цен. Произвольные налоговые льготы проявятся в системе цен и не дадут ясного представления о реальной стоимости каждого продукта.

Преимущественное использование линейных пропорциональных налогов вместо прогрессивных. Целесообразно использование линейного налога на потребление в виде налога на добавленную стоимость, единого линейного налога с заработков рабочих и служащих, единого линейного налога на прибыль; ставки такого налога должны быть едиными вне зависимости от формы собственности предприятия-плателыцика.

Налоговая система не должна препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капитальных вложении. Нельзя облагать прогрессивным налогом тех, кто больше работает.

Следует учитывать, каков будет эффект налогов на производительность, производство и капитальные вложения. Если эффект будет отрицательным хотя бы в одном из этих случаев, то такой налог лучше нс применять. Налоговая система должна обеспечивать определенную сопоставимость налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами-партнерами данной страны по экономическим отношениям.

Это необходимо для обеспечения паритета в отношениях: при высоких ставках создается препятствие в привлечении инвестиций, а низкие ставки приведут к перетоку доходов в бюджет стран, экспортирующих капитал, и отрицательно повлияют на бюджет страны — импортера капитала.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также Налоговая система построена по единым принципам , единому.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Налоговая нагрузка граждан в России вдвое выше, чем в Германии? Дмитрий Потапенко


Комментарии 1
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий