+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

К формам налогового контроля не относится

Но пока эта форма контроля практически не применяется, поскольку Некоторые формы налогового контроля могут относится.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: 19 Формы налогового контроля- Университет СИНЕРГИЯ

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

к формам налогового контроля не относится
82 НК РФ к формам налогового контроля относятся: налоговые проверки; подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному.

Камеральная проверка 3-НДФЛ С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками.

Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей — обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства. Понятие, формы и методы налогового контроля Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных госорганов ФНС по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов.

В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления — один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц — сотрудников налоговых органов. Формы проведения налогового контроля могут быть следующими: Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.

Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность. Получение объяснений — может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.

Проверка данных учета и отчетности — проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность. Инвентаризация — одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика.

Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода — проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом ст. Мониторинг - относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам.

Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС ст. При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно. Методы налогового контроля — это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп: Основные методы контроля.

5.1 Понятие и формы налогового контроля

В результате данные мероприятия можно разделить на формы и методы налогового контроля. Способы осуществление контроля над соблюдением налогового законодательства — это формы налогового контроля, а методы налогового контроля — это средства, с помощью которых возможно осуществление данных мероприятий. Согласно п. В доктрине финансового права выделяют следующие методы финансового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия, поэтому, по мнению А.

Ябулганова, перечисленные в ст. Крохина отмечает те же формы налогового контроля, которые определены в ст. Под формой налогового контроля она подразумевает способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Формы налогового контроля имеют большое значение, поскольку от правильного выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависит достижение конечного результата и эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов и способов налогового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному функционированию их финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие у налогового контроля разнообразных целей и задач обусловливает и дифференцированные подходы к их решению, т. Ефремова предлагает уточнить перечень форм налогового контроля, который закреплен Налоговым кодексом РФ.

Реализация контрольной деятельности происходит путем применения уполномоченными органами соответствующих методов контроля. Под методом обычно понимается способ или совокупность способов практического осуществления или познания изучаемых явлений. Категория метода может рассматриваться как совокупность свойственных человеку эмпирических приемов познания окружающей действительности. Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Поролло различает методы налогового контроля в зависимости от того, является он документальным или фактическим.

Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: формальная, логическая и арифметическая проверка документов; юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации — контрагента и в других документах и учетных записях; экономический анализ.

В законодательстве и на практике допускаются различные варианты определения форм и методов налогового контроля. В связи с этим, А. Украинцева предлагает внести изменение в п. Семенихин обращает внимание на то, что налоговые проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля, в ходе которых возможны такие мероприятия, как получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц; проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода прибыли ; и другие действия.

Таким образом, формы и методы налогового контроля — это неразрывные и дополняющие друг друга элементы налогового контроля, от которых на практике зависит обеспечение контроля над соблюдением всеми участниками налоговых правоотношений норм законодательства о налогах и сборах.

Повышение результативности налогового контроля: Автореф. Финансовое право. Налоговое право России. Налоговый контроль: принципы и методы проведения. Сущность, формы и методы налогового контроля. Налоговое право России в вопросах и ответах. Проголосовать за статью.

Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. налоговых органов или иных контролирующих органов также не.

9.2. Понятие налогового контроля, его формы, методы и виды

Методами учета являются три основных процедуры: постановка на учет; внесение изменений в данные; снятие с учета. Ставятся на учет как сами налогоплательщики, так и объекты, которые облагаются налогами. Постановка, в случае с налогоплательщиками, происходит по месту жительства для физических лиц или месту регистрации юридического лица и его обособленных подразделений.

В случае же с облагаемым имуществом — по месту его нахождения. Целью такой формы контроля является получение информации, которая может пригодиться в других формах налогового контроля. К ней относятся сведения о: видах и количеству налогоплательщиков в регионе или населенном пункте; их местонахождении в соответствии не только с юридическими, но и фактическими адресами; банковских номерах; том, на какой территории они действуют; размере их активов и общем имущественном положении; связях с другими налогоплательщиками, включая собственные филиалы; иных значимых вопросах.

Обязанность встать на учет не зависит от необходимости платить налоги — как для компаний, так и для ИП она возникает с момента регистрации. Но в большинстве случаев постановка на учет и уплата первого налога совпадают по времени. При этом, процедура может носить как инициативный, так и заявительный характер.

В случае инициативной процедуры постановкой на учет занимается сама налоговая по собственной инициативе, в момент получения сведений о регистрации нового налогоплательщика отсюда и название. Налоговый кодекс дает право ее применять ко всем видам налогоплательщик, независимо от того, являются ли они индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами. Производится постановка на учет по инициативной процедуре до того, как плательщик налогов подаст сам заявление в ФНС.

Заявительная процедура, как следует из названия, подразумевает, что налогоплательщиком подается на имя налоговой заявление с просьбой поставить его на госучет. Ранее она была обязательной или рекомендованной для всех, но после последних изменений в Налоговый кодекс ее применяют лишь по отношению к филиалам или другим обособленным подразделениям компании. Как производится налоговый мониторинг и оперативный контроль Помимо общего учета деятельности налогоплательщиков, государство желает иметь сведения и об их актуальной хозяйственной деятельности.

С этой целью была создана еще одна форма налогового контроля — оперативный, который проводят совместно с мониторингом. Вместе с тем, стоит отметить, что несмотря на существующую возможность, налоговые органы крайне редко использую возможность сбора информации о деятельности субъектов хозяйствования с помощью методов мониторинга. Исключением является лишь контроль за налоговыми поступлениями, их суммами и своевременностью. Для этого ФНС активно сотрудничает с Госказначейством.

Двойное название этой формы налогового контроля связано с тем, что она может проводиться как пассивно, так и активно. В первом случае речь как раз и идет мониторинге, а во втором — об оперативном контроле хозяйственной деятельности. У каждого из типов есть свои методы.

Основными методами пассивного мониторинга являются: налоговые посты; хронометражное обследование. Создание налоговых постов разрешается кодексом в случае решения руководителя соответствующего налогового органа. В таком случае, налогоплательщик предоставляет возможность работать налоговым инспекторам в расположенном на территории предприятия помещении с ограниченным доступом.

Расположение рядом с плательщиком налогов позволяет чиновникам контролировать поступление всех видов платежей в бюджет и следить за деятельностью юридического лица. В последнее время, процедура создания налоговых постов практически не применяется — несколько известных случаев связаны с контролем за уплатой акцизов с нефтепродуктов.

Целью хронометражного обследование является установление как фактических доходов предприятия, так и затрат на их получение. Несмотря на потенциал этого метода, налоговики используют его лишь для выявления налоговых нарушений при выездном и камеральном контроле.

Чуть больше методов используется в активной фазе оперативного контроля. В частности, налоговики имеют в своем арсенале возможности: рейдовой проверки; проведения общей инвентаризации. Но, сегодня законодательство позволяет им пользоваться для контроля лишь последним из перечисленных методов — инвентаризацией.

В то же время, хотя первые два метода — рейд и контрольная закупка — не допускаются для осуществления контроля, они могут использоваться в повседневной деятельности налоговой. Что же касается инвентаризации, то и ее, несмотря на ее допустимость в оперативном контроле, чаще используются для контроля выездного. Чаще в качестве оперативного контроля стоит ожидать проведение налогового обследования, целью которого является анализ проведение предприятием или индивидуальным предпринимателем налоговых платежей.

Также налоговое обследование позволяет выявить причину появления задолженности по налогам и сборам и узнать ситуацию с доходами налогоплательщика. В чем разница между камеральным и выездным контролем Камеральный и выездной налоговый контроль имеют как общие черты, так и то, что их существенно различает между собой. Среди общих черт в первую очередь стоит отметить цель. И в той, и в другой форме контроля законодатель объединил решение как контрольных, так и аналитических задач.

Благодаря проведению как первой, так и второй формы контроля у налоговиков есть возможность: выявить сами нарушения, размеры неуплаченых в казну налогов и сборов; проверить правильность исчисления налоговых платежей; выявить причину, по которой возникли нарушения.

В то же время, у органов принимающих стратегические экономические решения появляется необходимая для этого статистика. Схожесть между выездным и камеральным контролем заключается не только в целях, но и в используемых процедурах налоговой проверки и налогового расследования. В связи с чем предприниматели часто не в состоянии четко определить какую именно форму контроля применили к ним. Да и сами сотрудники налоговых органов допускают ошибки в определении.

В случае же выявления нарушений, сотрудники налоговой начинают выяснять их причины и квалифицируют в соответствии с законодательством. Именно квалификация налогового нарушения, а также анализ причин его возникновения является расследованием. Налоговое расследование четко ограничивается перечнем выявленных нарушений и не распространяется на остальную хозяйственную деятельность налогоплательщика — в отношении нее может проводиться и в дальнейшем только проверка.

Особенности камерального контроля Единственной формой камерального контроля является камеральная проверка, которая так называется, даже в случае частичного перехода в формат расследования. Камеральной она называется, поскольку сотрудники налоговой проводят ее не выезжая на место хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В качестве материала для ее проведения используют уже поданные декларации, отчеты и другую документацию, которую предоставил проверяемый. На сегодняшний день у такого типа проверки есть две основных функции: отбор налогоплательщиков, которые подпадут под проведение выездной проверки; контроль за тем, насколько правильно заполнены декларации.

Благодаря сверке данных из различных документальных источников можно выявить наличие каких-либо арифметических ошибок в отчетности, а также обнаружить сомнительные сведения, которые могут натолкнуть на подозрения относительно наличия нарушений хозяйствующим субъектом законодательства. Одной из главных особенностей камеральных проверок является то, что они проводятся по инициативе налогового инспектора и не требуют разрешения стороны руководства территориального органа ФНС.

Методами камеральной проверки являются: проверка имеющихся в наличии у налоговой документов; получение объяснений со стороны плательщика налогов; опрос свидетелей; истребование иных документов, которые могут удостоверить правильно исчисления и уплаты налогов и сборов; экспертиза имеющихся документов. Поскольку причины выявленных нарушений могут быть самыми разными, в том числе за ними может крыться ошибка сотрудника госоргана или простая ошибка в предоставленной документации, о результатах проверки должно быть сразу же сообщено налогоплательщику.

Налоговый кодекс дает ему пять дней на предоставление письменных пояснений или же исправить выявленные ошибки. Если по истечении установленного срока ошибка не будет устранена или пояснение со стороны плательщика не будет признано достаточным, составляет акт о проведенной камеральной проверке. В нем отображаются как сведения об использованных методах, так и выводы инспекторов. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается и получает печать подразделения налоговой.

Один экземпляр вручается руководителю проверяемого юрлица, физлицу-предпринимателю или их представителям, а второй остается у органа, занимающегося контролем. Налогоплательщик имеет право обжаловать акт как целиком, так и в частях. Для этого он предоставляет на имя начальника территориального подразделения ФНС свои возражения, в которых подробно излагает аргументы против выводов налоговиков.

На следующем этапе обжалования он может обратиться в суд. Особенности выездного контроля Главной формой выездного контроля является выездная налоговая проверка. Как свидетельствует ее название, она проводится на территории проверяемого субъекта хозяйствования. Впрочем, не все налогоплательщики в частности — индивидуальные предприниматели могут предоставить помещение для налоговиков, поэтому законодательство разрешает в отдельных случаях проводить выездную проверку в здании налоговой.

В особых случаях она может быть повторной. Повторная выездная проверка имеет практически ту же процедуру, что и обычная. Основное отличие — в назначении. Кроме того, во время любого типа выездной проверки налоговики имеют право проверять не только головной офис компании, но и ее подразделения с филиалами. Одно из главных отличий с камеральной, у такой проверки заключается в процедуре ее назначения — для работы на территории проверяемого инспекторам налоговой необходимо решение руководства.

На руководитель какого именно территориального подразделения имеет право принят подобное решение? Налоговый кодекс говорит, что: того, в котором налогоплательщик стоит на учете в качестве крупнейшего; по месту нахождению юрлица; по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Никакие другие должностные лица не имеют права брать на себя ответственность по назначению выездной проверки. Если же проводится отдельная проверка обособленного подразделения, то решение принимается на уровне территориального органа к которому оно приписано.

И может касаться лишь этого филиала, и лишь правильности уплаты и исчисления им местных налогов или сборов. Законодательство не ограничивает количество налогов, по которым может быть проведена выездная проверка. Вместе с тем, оно ограничивает сроки по которым проверяет отсутствие нарушений — не более трех лет до момента назначения этой формы контроля. Кроме того, Налоговый кодекс запрещает: проводить в течение одного календарного года более двух выездных проверок относительно одного налогоплательщика; более одной выездной проверки по тем же налогам и за тот же период.

Исключением является ситуация, когда назначается повторная проверка или же предприятие реорганизуется ликвидируется. Но число поводов для повторного назначения данной формы контроля крайне ограничено. Повторно можно проверять лишь, если: вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность налоговой, проводившей выездную проверку до того; налогоплательщик подал уточненную декларацию с меньшей, чем раньше, суммой налога.

Существуют ограничения и по срокам проведения — любая из выездных налоговых проверок не может длиться более двух месяцев с момента назначения.

Сроком окончание считается день выдачи справки о результатах. Правда в исключительных случаях, специальным решением, продолжительность может быть увеличена вплоть до полугода. Налоговики, использующие эту форму контроля, имеют в своем арсенале довольно обширный перечень методов. Он включает в себя: выемку и истребование документации; обследование принадлежащих налогоплательщику территории и помещений; экспертизу документов и вещей; опрос свидетелей; перевод документов и других материалов на иностранных языках.

Отдельным методом является приостановка проверки, которая может осуществляться ее руководителем на срок до полугода, для осуществления определенного перечня необходимых действий. А именно, для: получения информации от госорганов других государств; истребования информации или документов от иных организаций и предприятий; перевода документов на иностранных языках, которые были предоставлены проверяемым; экспертиз.

После того, как была выдана справка о проведении выездной проверки, налоговый орган обязан составить акт. Этот документ составляется не позднее, чем через 2 месяца после предыдущего. Акт имеет установленную форму и должен содержать в себе необходимую информацию: время, как начала, так и окончания контрольных действий; период, за который они проводились; название налогов по которым проверяли налогоплательщика; адрес, где находится юридическое или проживает физическое лицо; сведения о всех проведенных мероприятиях; перечень документов, которые предоставил для проверки налогоплательщик; факты нарушений или свидетельство, что они отсутствуют; общие выводы и рекомендации по устранению нарушений, ошибок.

Процедура вручения акта и его обжалования полностью совпадает с таковой для камеральной проверки. Что такое административно-налоговый контроль В соответствии с отечественным законодательством, контролю подлежат не только налогоплательщики, но и сборщики налогов. Для сбора информации об их деятельности и выявления нарушений с их стороны использую административно-налоговые проверки.

Эта форма контроля мало отличается от выездных и камеральных налоговых проверок по своей процедуре и методологии. Главным различием является то, кем и в отношении кого она проводится. Административно-налоговые проверки осуществляются вышестоящим органом ФНС по отношению к нижестоящему, на основании: обследования отчетности территориального налогового органа; заявлений налогоплательщиков, которые работают в зоне ответственности проверяемого.

В частности, такая форма контроля может быть назначена из-за оспаривания выводов, отраженных в акте камеральной или выездной налоговой проверки.

Формы и методы налогового контроля в РФ. Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов Налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Приоритетность налогового контроля как направления контрольной деятельности обусловлена значимостью налогов и сборов как источников доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

По численности контролируемых лиц налоговый контроль также занимает основную позицию. Налоговый контроль относится к типу финансово-хозяйственного контроля. От других направлений государственного финансового контроля налоговый контроль отличается по своему объекту предмету , содержанию, формам и методам, составу контролирующих органов и контролируемых лиц. Кроме того, данное направление имеет свои специфические цели и задачи.

Объект налогового контроля — разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Отношения по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий бездействия их должностных лиц являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в первую очередь следует определить своевременность и полноту исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию. Однако при этом следует также учитывать, что наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков-организаций, в соответствии со ст.

С учетом этого законность составления первичных учетных документов, регистров бухгалтерского налогового учета и отчетности, а также достоверность и полнота содержащейся в них информации об объектах налогообложения также составляет предмет налогового контроля. Состав субъектов налогового контроля определяется ст. Контрольными полномочиями налоговых органов наделены также таможенные органы и органы государственных внебюджетных органов.

Отдельными полномочиями по осуществлению проверок налогоплательщиков наделены и другие государственные органы — Счетная палата, Министерство финансов Российской Федерации и некоторые другие. Контролируемыми субъектами являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и банки. Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно.

К числу задач налогового контроля относятся: - неотвратимое наказание нарушителей законодательства о налогах и сборах; - обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет государственные внебюджетные фонды ; - предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также возмещение ущерба причиняемого государству в результате неисполнения налогоплательщиками налоговыми агентами и иными лицами своих обязанностей.

Под формой финансового налогового контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий. Выделяются такие основные формы финансового контроля, как ревизия, проверка и надзор. Ревизия охватывает все или почти все стороны деятельности объекта контроля. Проверка проводится по определенному кругу вопросов или теме путем ознакомления с определенными сторонами деятельности. Надзор производится контролирующими органами за хозяйствующими субъектами на предмет соблюдения последними установленных правил и нормативов.

Основной формой осуществления налогового контроля является проверка. Налоговый надзор фактически осуществляется органами прокуратуры. Использование такой формы, как ревизия в рамках контрольной деятельности налоговых органов или иных контролирующих органов также не исключается.

Под методами налогового контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Методы налогового контроля различаются в зависимости от того, является он документальным или фактическим.

Применительно к документальному налоговому контролю выделяются следующие приемы: - формальная, логическая и арифметическая проверка документов; - юридическая оценка хозяйственных операций, отраженных в документах; - встречная проверка, основывающаяся на том, что проверяемая операция находит отражение в аналогичных документах организации- контрагента и в других документах и учетных записях; - экономический анализ.

Фактический же налоговый контроль предусматривает использование таких методов, как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений допрос свидетелей , осмотр помещений территорий и предметов, инвентаризация, привлечение специалиста, сопоставление данных о расходах физических лиц их доходам, экспертиза и экстраполяция.

Последний из названных методов основывается на праве налоговых органов определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет внебюджетные фонды , расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках п. Эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов, способов приемов и видов налогового контроля.

Оптимальные же их сочетания, позволяющие с наименьшими усилиями и в кратчайшие сроки достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках.

В совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля.

82 НК РФ к формам налогового контроля относятся: налоговые проверки; подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Камеральная проверка. Как ответить на требования налоговой?


Комментарии 2
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий