+7 (499) 653-60-72 Доб. 504Москва и область +7 (800) 500-27-29 Доб. 511Остальные регионы

Бюджетные ссуды субсидии субвенции дотации

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

Содержание:
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Субсидия 2018 - 2019 совет юриста

7. Бюджетный кредит, субсидии, субвенции и инвестиции. Резервный фонд.

бюджетные ссуды субсидии субвенции дотации
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской . Субвенции задолженность по бюджетным ссудам и кредитам, полученным ранее.

Обеспечение бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения переданных государственных полномочий Субвенции Устранение дисбаланса, возникшего в результате факторов, не зависящих от действий органов местного самоуправления внешние экономические шоки, изменение разграничения расходных обязательств, изменение налогового законодательства и разграничения доходных источников Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов Устранение краткосрочных разрывов между доходами и расходами местных бюджетов Бюджетные кредиты Эти инструменты позволяют органам власти субъекта Российской Федерации обеспечить местные бюджеты доходами, необходимыми для выполнения собственных и делегированных полномочий.

Перед субъектом Российской Федерации стоит задача выбора: в какой пропорции разделить финансовые ресурсы между различными каналами передачи средств в местные бюджеты.

Выбор между закреплением нормативов отчислений от налоговых доходов и финансовой помощью Закрепление единых нормативов отчислений от налогов является наилучшим выбором с точки зрения стимулирования развития муниципальных образований. Преимущества закрепления нормативов отчислений на длительный срок очевидны: возможность для местных органов власти самостоятельно прогнозировать собственные доходы на длительный период и, следовательно, осуществлять долгосрочные программы развития; повышение стимулов к увеличению собираемости налогов и развитию имеющейся на территории муниципальных образований налоговой базы.

В то же время передаваемые местным бюджетам налоговые доходы, как правило, не могут обеспечить равномерное распределение финансовых ресурсов между муниципалитетами и гарантировать определенный объем доходов муниципалитетам с низким уровнем социально-экономического развития. Эта задача должна решаться с помощью дотаций из соответствующих фондов финансовой поддержки муниципальных образований и закрепление налога на доходы физических лиц по дифференцированным нормативам.

В случае использования нецелевой финансовой помощи дотаций для обеспечения муниципалитетов собственными доходами можно добиться более равномерного распределения средств между местными бюджетами, однако при этом может снизиться заинтересованность местных органов власти в повышении собираемости налогов и развитии собственной налоговой базы. Субъект Российской Федерации самостоятельно принимает решение о том, какую часть средств он передает в виде налоговых отчислений, а какую - в виде финансовой помощи из регионального фонда финансовой поддержки поселений внутригородских районов и регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов городских округов, городских округов с внутригородским делением.

Конкретный объем средств, передаваемых местным бюджетам в виде нормативов отчислений от налогов, должен зависеть помимо выбора органов государственной власти субъектов Российской Федерации между выравниванием бюджетной обеспеченности муниципалитетов и поддержанием заинтересованности органов местного самоуправления в развитии налоговой базы , от равномерности распределения налоговой базы по территории муниципальных образований.

В тех субъектах Российской Федерации, где налоговая база распределена между муниципалитетами относительно равномерно, рекомендуется закреплять за муниципальными образованиями больший объем налоговых доходов в виде единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов. Эта мера обеспечит муниципальным образованиям большую самостоятельность и определенность в долгосрочном планировании доходов.

В тех субъектах, где налоговая база распределена между муниципальными образованиями неравномерно, целесообразнее перераспределять больше средств в виде дотаций и дополнительных нормативов отчислений от НДФЛ. Органы местного самоуправления муниципальных районов городских округов с внутригородским делением также обладают правом установления нормативов отчислений в бюджеты находящихся на их территории поселений внутригородских районов.

Однако следует учесть, что поселения, помимо финансовой помощи из районных окружных бюджетов, могут получать финансовую помощь из бюджета субъекта Российской Федерации, на объем которой районы округа не могут влиять.

В связи с этим у районов городских округов с внутригородским делением с большей вероятностью, чем у региональных органов власти, могут возникнуть основания для пересмотра нормативов отчислений в бюджеты поселений. Критерии выбора того или иного механизма передачи финансовых средств для органов местного самоуправления муниципальных районов городских округов с внутригородским делением будут те же, что и для субъекта Российской Федерации.

Выбор между нецелевой и целевой финансовой помощью Предоставление финансовых средств в виде дотаций и закрепления единых и дифференцированных нормативов отчисления от налогов способствует увеличению доходов объема доходов местных бюджетов, которые органы местного самоуправления могут потратить в соответствии с собственными приоритетами.

Предоставление финансовых средств муниципальным образованиям в виде субсидий, в свою очередь, позволяет органам государственной власти субъекта Российской Федерации в значительной степени влиять на бюджетную политику органов местного самоуправления в соответствии с приоритетами, установленными на региональном уровне.

Выбор пропорции между объемом средств, передаваемых местным бюджетам в виде нормативов отчислений от налогов и дотаций с одной стороны, и субсидий с другой зависит от выбора между двумя альтернативами: предоставлением органам местного самоуправления большей самостоятельности или следованием приоритетам региональной политики и усилением контроля за расходами местных бюджетов. Принципы лучшей практики в сфере межбюджетных отношений предполагают преобладание в структуре межбюджетных трансфертов нецелевой финансовой помощи т.

Выбор между предоставлением безвозмездной финансовой помощи и бюджетными кредитами В случае обнаружения несбалансированности местных бюджетов в течение финансового года перед субъектом федерации может встать выбор: устранить проблему с помощью увеличения объема межбюджетных трансфертов или с помощью предоставления бюджетных кредитов.

В первом случае речь будет идти о безвозмездных безвозвратных перечислениях, во втором — о возмездных и возвратных. При этом выбор необходимо осуществлять исходя из следующих параметров: является ли проблема временной или постоянной; действия каких факторов послужили причиной возникновения дисбаланса.

При временном дисбалансе выбор должен быть сделан в пользу кредитов, при постоянно существующей проблеме необходимо заново вернутся к вопросу об общем объеме средств, передаваемых местным бюджетам, или поднять вопрос об эффективности осуществления полномочий органов местного самоуправления.

Если причиной несбалансированности местного бюджета служат внешние факторы: изменение экономической ситуации, действия федеральных или региональных органов власти, то устранять такой дисбаланс необходимо с помощью предоставления нецелевых трансфертов в частности, дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов.

Если же дисбаланс возник в результате действий местных органов власти, то предоставление трансфертов будет стимулировать к сохранению подобной политики, в то время как необходимость возврата бюджетных кредитов подтолкнет к поиску путей повышения эффективности расходов и увеличения налоговой базы.

Закрепление нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов Согласно ст. Особый случай представляет собой разграничение налоговых доходов: между муниципальными районами и сельскими поселениями; между городскими округами с внутрирайонным делением и внутригородскими районами. Согласно Бюджетному кодексу, органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут полностью или частично передать налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, подлежащие зачислению в бюджет муниципального района городского округа с внутрирайонным делением , в бюджеты сельских поселений внутригородских районов соответственно.

Передача осуществляется законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципальных образований по единым для всех сельских поселений внутригородских районов нормативам отчислений. Объем переданных налоговых доходов должен исходить из принципа сбалансированности бюджетной системы, то есть по возможности соответствовать разграничению расходных полномочий между местными бюджетами.

Так, осуществлять передачу налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального района, сельским поселениям, можно в случае, если за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения городских поселений, решаемые муниципальным районом на территории сельских поселений.

Установление единых, дополнительных и дифференцированных нормативов наряду с дотациями должно обеспечивать органам местного самоуправления возможность выполнения собственных полномочий за счет собственных доходов. Таблица 2. Сравнение единых и дифференцированных дополнительных нормативов отчислений от налогов Характеристики нормативов отчислений.

Проблемы определения бюджетных средств

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предназначенные другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Правовой режим государственных целевых внебюджетных фондов. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: - Пенсионный фонд Российской Федерации; - Фонд социального страхования Российской Федерации; - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; - Государственный фонд занятости населения.

Государственными внебюджетными фондами управляют органы государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. Государственная пошлина - сбор, взимаемый c плательщиков, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и или к должностным лицам, которые уполномочены, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Выдача документов их дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям.

Бюджетный кредит, субсидии, субвенции и инвестиции. Использование бюджетных ссуд не означает, что безвозмездное бюджетное цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого.

Формы межбюджетных трансфертов

Бюджетные кредиты Формы межбюджетных трансфертов: субсидии, субвенции и дотации Государственная поддержка территорий осуществляется в настоящее время в многообразных формах. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в формах: дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со ст.

В пределах и по принципам межбюджетных трансфертов строятся отношения федерального бюджета с бюджетами государственных внебюджетных фондов, о чем достаточно подробно речь шла в гл.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах. Порядок заключения указанных соглашений и контроля за их исполнением устанавливается Правительством РФ. Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ могут быть установлены дополнительные условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и или местным бюджетам.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Министерство финансов РФ вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций соответствующим субъектам Федерации муниципальным образованиям.

Межбюджетные трансферты бюджетам закрытых административных территориальных образований предоставляются с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 14 июля 1992 г. В основе системы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ лежит необходимость выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов. Соответствующая финансовая помощь бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в виде дотаций.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ предоставляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации предоставляются субъектам РФ. Субсидии для долевого финансирования инвестиционных программ проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда регионального развития.

Субсидии для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета предоставляются из Федерального фонда софинансирования социальных расходов. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ, бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.

Государственные субвенции Субвенции из Фонда компенсаций распределяются в целях обеспечения финансирования расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренным Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.

Динамика объема финансовых потоков для реализации делегированных полномочий в форме субвенций за счет Фонда компенсаций табл. Уместно отметить также и рост объема финансовой помощи бюджетам других уровней из федерального бюджета.

Таблица 5.

Понятия дотация, субвенция, субсидия, бюджетная ссуда

Проблемы определения бюджетных средств Д. Комягин В настоящее время подавляющее большинство санкций, взыскиваемых органами государственного финансового контроля, налагается за нецелевое использование бюджетных средств. Бюджетным кодексом Российской Федерации введено понятие "нецелевое использование бюджетных средств", под которым подразумеваются направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Такое нарушение может повлечь за собой не только наложение на организацию соответствующих штрафных санкций, но и привлечение к административной и уголовной ответственности виновных должностных лиц.

В то же время понятие "бюджетные средства" в действующем законодательстве отсутствует. Между тем четкая установленная законом дефиниция данного термина была бы весьма полезна для разрешения значительного количества споров, возникающих при осуществлении государственными органами своих контрольных функций.

В частности, вот уже несколько лет разногласия вызывает вопрос о том, когда эти функции начинаются и когда заканчиваются. Ответить однозначно на этот вопрос в настоящее время невозможно. Действительно, до какого этапа, например, средства бюджетной ссуды являются бюджетными - на стадии их выделения Минфином России получателю бюджетной ссуды либо при осуществлении получателем своих обязательств посредством передачи части средств бюджетной ссуды контрагентам по договорам.

При осуществлении закупок для государственных нужд процедура осуществления поставок также может быть многоступенчатой, включая несколько договоров, заключаемых со ссылкой на государственный контракт. Не однозначен также ответ на вопрос: когда возникают бюджетные средства - с момента их зачисления на счет учета доходов федерального бюджета либо еще на стадии выполнения налогоплательщиком своей обязанности?

В случае если речь идет о неналоговых доходах - с момента платы за аренду имущества, находящегося в государственной собственности, либо платы за выдаваемые паспорта, либо с момента зачисления уплаченных средств в доход федерального бюджета?

Первое, что можно сказать: бюджетные средства - это денежные средства, находящиеся в собственности федерального бюджета, то есть средства, размещенные на счетах соответствующего бюджета. Одни утверждают, что в период "нахождения" денег на счете объект права собственности владельца счета до внесения вклада - это наличные деньги трансформируется в объект имущественного права - в право требовать от банка выдать денежную сумму или совершить расчетную операцию.

Это право основано на обязательстве по договору банковского счета. При этом владелец счета является не собственником денег, а обладателем имущественного права. Есть иная, более распространенная точка зрения, согласно которой владелец счета сохраняет право собственности на деньги, помещенные на счет. В период "нахождения" денег на счете юридическая природа денег не меняется, они существуют временно в безналичной форме.

Для той ситуации, когда на счете по учету расходов бюджета находятся средства, "зарезервированные" за получателями средств федерального бюджета на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год, а в роли банка выступает федеральное казначейство, гражданско-правовые нормы действовать не могут, так как правоотношения по доведению бюджетных ассигнований являются, по своей сути, публичными отношениями власти и подчинения и регулируются нормами соответствующего законодательства.

Системообразующим нормативно-правовым актом бюджетного законодательства в настоящее время является Бюджетный кодекс Российской Федерации, статьей 1 которого установлено, что к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

С точки зрения Бюджетного кодекса Российской Федерации, до момента, пока денежные средства существуют в системе счетов федерального казначейства, они, безусловно, являются бюджетными средствами, и регулирование их использования осуществляется нормами бюджетного законодательства.

Обычное бюджетное финансирование речь идет, например, о таких формах расходов бюджетов, как ассигнования на содержание бюджетных учреждений, о трансфертах населению представляет собой движение средств по системе лицевых счетов в органах федерального казначейства, открытых на счете по учету средств федерального бюджета в учреждении Банка России и, в силу вышесказанного, является полностью подлежащим контролю со стороны уполномоченных государственных органов.

Все участники данного процесса имеют дело, без сомнения, с бюджетными средствами вплоть до конечной стадии - оплаты платежных документов, представленных бюджетным учреждением в территориальный орган федерального казначейства, Кроме планового финансирования, существуют такие формы осуществления государственных расходов, как субсидии, субвенции и дотации. Их определение дано в ст. Что касается дотаций, то данные средства могут существовать только в доходах либо расходах бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, то есть всегда являются бюджетными средствами.

Поскольку не определяется целевой характер предоставления данных средств, необходимости сквозного контроля за их использованием не возникает. Дотация, будучи переданной, например, из федерального бюджета в бюджет субъекта Федерации, учитывается как собственный доход бюджета субъекта Федерации и далее используется в соответствии с целевым назначением, установленным нормативным актом о бюджете данного субъекта Федерации.

Субвенции и субсидии, во-первых, имеют целевой характер, и, во-вторых, могут быть переданы физическому или юридическому лицу. В силу прямого указания закона средства субвенций и субсидий, уже перечисленные на счет такого лица, все-таки остаются бюджетными. Это подтверждается как приведенной выше нормой Бюджетного кодекса Российской Федерации, так и целевым характером данных средств.

Они не могут быть израсходованы на цели, иные, чем предусмотренные при их выделении. С точки зрения контроля, основное отличие субвенций и дотаций от планового финансирования по смете бюджетного учреждения заключается в порядке использования бюджетных средств. В связи с этим необходимо пояснить, что использование бюджетных средств по смете бюджетного учреждения контролируется не только с точки зрения целевого использования на цели, предусмотренные бюджетной росписью и по соответствующему коду экономической классификации бюджетов Российской Федерации , но и с точки зрения процедуры использования в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, при соблюдении условия предварительного учета бюджетных обязательств и т.

Наиболее четко это изложено в письме Минфина России от 16. При использовании субвенций и дотаций с точки зрения контроля значение имеет исключительно их целевое использование. В соответствии со ст. При этом субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования и в случаях их неиспользования в установленные сроки подлежат возврату в бюджет.

Сама процедура реализации целей предоставления субсидий и субвенций бюджетным законодательством не регламентирована, то есть данные средства, оставаясь бюджетными, допускают достаточно большую степень свободы при обращении с ними. Тем не менее, как сказано выше, средства субвенций и субсидий являются бюджетными, и их получатель подлежит ответственности за целевое использование и возврат данных средств по нормам бюджетного законодательства. Сложнее обстоит дело с такими формами выполнения государственных расходов, как бюджетный кредит.

Статья 76 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, бюджетным учреждением, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений Кодекса и иных нормативных актов. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является обеспечение заемщиком исполнения своего обязательства по возврату.

Иными словами, закон прямо указывает, что предоставление бюджетного кредита регулируется нормами гражданского законодательства. В данном случае средства опять перечисляются на счет юридического или физического лица, а характер их использования определяется в договорном порядке. Таким образом, при предоставлении бюджетного кредита после списания со счета по учету средств бюджета и зачисления на счет получателя кредита денежные средства перестают быть бюджетными, и ответственность получателя определяется договором и гражданским законодательством.

Это подтверждается также и тем, что в этом случае закон требует обязательного обеспечения кредита, так как иной возможности гарантировать возврат средств кредита у государства нет. Необходимо заметить, что полномочия по контролю за целевым использованием кредита со стороны государственных органов и соответствующие штрафные санкции могут быть предусмотрены договором, но механизм их реализации является гражданско-правовым.

В то же время исходя из действующей практики ответ на вопрос о природе средств бюджетного кредита неоднозначен. Так, бытует мнение, что бюджетные средства остаются бюджетными и при оформлении бюджетного кредита, так как речь идет всего лишь о передаче данных средств в управление.

Подход объясним с точки зрения логики, но в данном случае из закона следует иное. В силу указания ст. В ней установлено, что по договору займа одна сторона передает в собственность другой стороне деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а последняя обязуется возвратить такую же сумму денег или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Иными словами, происходит переход собственности, и денежные средства в случае бюджетного кредита из собственности казны Российской Федерации переходят в собственность заемщика.

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и.
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Что такое субсидии, как производится их расчёт, кому они предоставляются? Юридическая помощь


Комментарии 5
Спасибо! Ваш комментарий появится после проверки.
Добавить комментарий